Способствует преодолению этих страхов расширение социальных связей – в социальных отношениях ребенок учится находить истинные причины своих опасений.
При этом следует отметить, что в жизни ребенка одни страхи быстро сменяются другими. Маленькие дети, имея конкретное мышление, выражают свое отношение именно к тем объектам, с которыми сталкиваются в реальности ("люблю маму", "ненавижу чеснок"). У подростков, по мере развития у них абстрактного мышления, появляется любовь к свободе, независимости, нетерпимость к проявлениям несправедливости и др.
В качестве объекта любви для подростка могут выступать родной дом, родители, друзья, но особенно драматична в этом возрасте любовь к представителям противоположного пола. Любовь для подростка выступает необходимым условием для налаживания близких, нежных, душевных отношений со сверстником, являющимся идеалом, примером для подражания. Объект любви, как правило, является авторитетом, он окружен романтическим ореолом, чему способствует богатое воображение подростка.
Исследования Бродерика, изучившего около 1000 подростков 10-11 летнего возраста, показывают, что многие подростки в течение последнего года жизни находились в состоянии влюбленности в представителей противоположного пола. Около 50% подростков 12-13 лет и более 70% подростков 16-17 лет так же бывали влюблены.
Согласно Эриксону, первая любовь для подростка является необходимым условием формирования его самооценки. В объекте любви подросток словно видит свое отражение. Именно по этой причине многие влюбленные проводят так много времени, выясняя идеалы и пристрастия своего кумира, сравнивая при этом себя и свой эмоциональный мир с жизнью партнера.
В основу истинной любви положена самоотверженность, готовность отказаться от каких-то притязаний ради своих чувств. Без правильной самооценки подобные чувства сформироваться не могут. Соответственно, чтобы подросток сумел наладить отношения с объектом своей симпатии, чтобы он смог понять и признать свои чувства, взрослые должны, в первую очередь, помочь ему с формированием собственной адекватной самооценки.
- Развитие эмоционального мира детей » Электронная библиотека