Сейчас для обозначения примерного размера просвета внутри трубы используется понятие номинального или нормального диаметра (DN), однако понятие Ду все еще широко распространено (по крайней мере, в области популярных знаний).
В этой статье речь пойдет о трубах, изготовленных по ГОСТ 3262 – 75 ("Трубы стальные водогазопроводные"). В сантехническом ассортименте они представлены тремя сериями: легкие, обыкновенные и усиленные трубы, от фактических внутренних диаметров которых и отталкиваются, создавая, в итоге, общую для всех этих труб линейку Ду (DN).
Каким образом? - вычислением среднего диаметра трех труб, одинаковых "по наружке", но относящихся при этом к трем разным сериям. Полученный результат округляется - и вот вам Ду (DN), который лишь изредка совпадает с диаметром фактическим.
Все трубы одной серии выдерживают одинаковое давление, так как толщина стенок увеличивается пропорционально линейке наружных диаметров. А поскольку они постоянны (для всех трех серий), то изменения касаются фактических внутренних диаметров. Однако бытовой ассортимент "чернины" и "оцинковки" обычно ограничивается трубами одной серии - обыкновенными, которые рассчитаны "и под сварку, и под резьбу". Также ограничен и актуальный размерный ряд: от Ду10 до Ду65.
Приведу для него небольшую, но полезную сводку по ГОСТу (условный проход, мм - наружный диаметр, мм - толщина стенки, мм):
- 10 - 17,0 - 2,2
- 15- 21,3 - 2,8
- 20- 26,8 - 2,8
- 25- 33,5 - 3,2
- 32- 42,3 - 3,2
- 40- 48,0 - 3,5
- 50- 60,0 - 3,5
- 65- 75,5 - 4,0
Здесь нужно иметь в виду: стандарт допускает незначительные отклонения в размерах. А что касается фактических внутренних диаметров, то следует понимать: с течением времени стальные трубы "зарастают", просвет внутри трубы уменьшается. Поэтому и размер их (тот самый Ду - DN) принято подбирать "с запасом".
Декоративные розетки-накладки, с помощью которых можно улучшить вид трубы, к примеру, не слишком изящно выходящей из стены, подбираются по наружному диаметру. Они часто бывают разъемными, так что вы сможете их "защелкнуть" даже поверх нескольких слоев краски.