Инструкция
1
В 1701 году, на западном побережье пролива Керчи, турки приступили к строительству новой крепости для того, чтобы затруднить российским кораблям попадать в Черное море. Новая крепость появилась на неприступном берегу, сразу напротив косы Чушка. Это было неудобное место для проходящих мимо судов: нельзя было сделать маневр, в результате судно как бы “подставлялось” под огонь береговой артиллерии.
Строительством руководил итальянец Голоппо, принявший ислам. В строительстве также принимали участие несколько французских инженеров. В 1703 году основные работы были завершены. Крепость была выстроена в форме, близкой к неправильной трапеции. По периметру крепость охватывали высокие зубчатые стены. Со стороны суши, перед крепостными стенами, был выкопан глубокий ров, а со стороны морского берега была вымощена площадка на сваях, по которой проходила дорога. Всего в крепость вели три дороги: одна – из Керчи, вдоль моря; вторая – с северо-востока, от причалов Ени-Кальского залива и переправы с Тамани; третья – со стороны Джанкоя. Еще один вход вел со стороны моря. Ворота усилены были башнями и площадками для войск.
Строительством руководил итальянец Голоппо, принявший ислам. В строительстве также принимали участие несколько французских инженеров. В 1703 году основные работы были завершены. Крепость была выстроена в форме, близкой к неправильной трапеции. По периметру крепость охватывали высокие зубчатые стены. Со стороны суши, перед крепостными стенами, был выкопан глубокий ров, а со стороны морского берега была вымощена площадка на сваях, по которой проходила дорога. Всего в крепость вели три дороги: одна – из Керчи, вдоль моря; вторая – с северо-востока, от причалов Ени-Кальского залива и переправы с Тамани; третья – со стороны Джанкоя. Еще один вход вел со стороны моря. Ворота усилены были башнями и площадками для войск.
2
Крепость занимала большую территорию и имела мощные стены. Это было внушительное сооружение, построенное в три яруса, прикрытое с суши земляным валом и рвом. Нсмотря на такую защищенность, во время Русско-турецкой войны в 1771 году русские войска овладели крепостью, и в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору Керчь и Ени-Кале были переданы России. После чего крепость потеряла свое военное значение. С 1776 года возле стен Ени-Кале стали устраиваться ярмарки, на которые стекались купцы из Крыма, России, Кавказа.
В 1783 году Екатерина II подписала “Указ о вхождении Крымского ханства в состав Российской империи”. Керчь и Ени-Кале оказались в глубине России. Тогда же на мысе Ак-Бурун, замыкающем с юга Керченский пролив, начинается строительство Александровского и Павловского редутов, усиленных небольшой Павловской крепостью. Ени-Кальская артиллерия отходит на второй план. После образования Таврической области, поселение под названием Керчь-Ени-Кале получает статус города. Вскоре городской центр окончательно перемещается в Керчь, а Ени-Кале приходит в упадок. В 1825 году крепость Ени-Кале была упразднена, и на её территории разместился военный госпиталь, а город постепенно превратился в небольшой поселок. В 1855 году крепость последний раз приняла участие в войнах – ее батарея вела непродолжительный бой с англо-французским десантом в Керчи. Но силы были неравными и русским пришлось отступить.
В 1783 году Екатерина II подписала “Указ о вхождении Крымского ханства в состав Российской империи”. Керчь и Ени-Кале оказались в глубине России. Тогда же на мысе Ак-Бурун, замыкающем с юга Керченский пролив, начинается строительство Александровского и Павловского редутов, усиленных небольшой Павловской крепостью. Ени-Кальская артиллерия отходит на второй план. После образования Таврической области, поселение под названием Керчь-Ени-Кале получает статус города. Вскоре городской центр окончательно перемещается в Керчь, а Ени-Кале приходит в упадок. В 1825 году крепость Ени-Кале была упразднена, и на её территории разместился военный госпиталь, а город постепенно превратился в небольшой поселок. В 1855 году крепость последний раз приняла участие в войнах – ее батарея вела непродолжительный бой с англо-французским десантом в Керчи. Но силы были неравными и русским пришлось отступить.
3
В наши дни Ени-Кале является одной из достопримечательностей Крыма. Крепости присвоен статус памятника архитектуры, охраняемого государством. Несмотря на то, что во второй половине XX века в Ени-Кале провели ряд реставрационных работ, почти вся крепость находится в руинах. Наиболее сохранились ворота, фрагменты крепостных стен и полубастион с прибрежной стороны. Непосредственно по территории крепости проходит однопутная железнодорожная ветка, связывающая Керчь с Керченской паромной переправой. Вибрация, возникающая при движении поездов, создает угрозу постепенного разрушения. С территории крепости открывается вид на порт Крым.