«Любой спор можно решить словами» - говорит мама Малышу в мультфильме про Карлсона. Однако слова иногда просто не успевают сорваться с губ – школьника могут внезапно сбить с ног.
Принцип: «Лежачего не бьют» в суровых реалиях школьной жизни не срабатывает. Бьют, и еще как. Поэтому первое правило выживания: подняться на ноги во что бы то ни стало. Можно использовать любой отвлекающий маневр: например, крикнуть не: «Ай, больно!» (это только усугубит положение), а: «Атас, менты!» или что-то в этом духе.
Второе правило: уметь защищаться. Жестокость – инстинкт первобытный, и соответственно защищаться от жестокости следует инстинктами (в данном случае, это инстинкт самосохранения): кусаться, царапаться, хватать за волосы, давить пальцами на глазные яблоки и прочее.
Не лишним будет запись на курсы самообороны. Основным направлением должно стать развитие умений выходить из захвата, правильно падать, опередить соперника ударом, вовремя поймать и обезвредить занесенную для удара руку соперника (с орудием или без) и т.д.
Третье правило: не стесняться убегать при первой же возможности. Какие бы ни были физические возможности ребенка, а одному справиться с толпой достаточно проблематично.
Четвертое правило: быть активным в общении и не бояться заводить новых друзей. Как правило, одиночек бьют чаще всего. Это называется «синдром жертвы», когда ребенок подсознательно ставит себя против толпы: «Я не такой, как все», «Я не интересен сверстникам» и т.д. Подобное поведение идет из неправильных отношений в семье – завышенная требовательность, неуместная критика родителей.
Общительный и популярный школьник также вызывает зависть и желание свергнуть любимчика с пьедестала почета, но агрессоры побоятся выплеснуть на него свой гнев, так как знают, что у него есть друзья. Так что, чем больше верных друзей, тем лучше.
Пятое правило: ценить свою честь, жизнь и здоровье. Никто не вправе унижать человеческое достоинство и причинять физический/моральный ущерб. Уверенность в себе и своих силах – залог победы в любом деле.