В русском обществе Фомой неверующим называют человека, сомневающегося в фактах, непреложных истинах. Это высказывание также может быть адресовано и тому, кто сомневается в определенных событиях и правдивых рассказах. Так кем же был Фома и почему он в устойчивом русском выражении называется неверующим?


Истоки указанного высказывания имеют под собой определенное историческое событие новозаветного времени, относящееся к евангельскому повествованию. Фомой являлся один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Именно этот ученик Иисуса усомнился в действительности воскресения Христова.


Евангелие повествует об этом следующим образом. После своего воскресения Христос явился своим апостолам в одной горнице (доме). Среди ближайших учеников Христовых в это время не было апостола Фомы. После чудесного явления воскресшего Христа, прочие апостолы рассказали Фоме о действительности воскресения. Однако последний не поверил рассказу, сказав, что утвердится в вере только после того, как лично увидит воскресшего Христа и дотронется своей рукой до ран Иисуса.


Повторное событие явления воскресшего Христа не заставило долго ждать. Спустя некоторое время Христос вновь явился ученикам уже в присутствии апостола Фомы. Иисус предложил неверующему Фоме вложить руку в свои раны. После этого Фома упал на колени и утвердительно исповедал Христа как Бога.


Это историческое евангельское событие указывало на изначальное маловерие апостола Фомы. Иисус специально явился повторно для того, чтобы доказать Фоме реальность своего воскресения, тем самым засвидетельствовав этот факт. Таким образом в русском народе и закрепилось выражение о Фоме неверующем.


Теперь это высказывание относится не только к человеку, который не верит в Бога, но и к любому, кто сомневается в различных истинах. В настоящее время выражение «Фома неверующий» уже плотно вошло в язык русского народа, представляя собой одну из форм благочестивого фольклора.