Ковчегом Завета считается одна из величайших святынь израильского народа. Согласно Библии в ковчеге хранились две скрижали с заповедями, данными Богом пророку Моисею, манна, которой питал Бог еврейский народ во время странствия последних в пустыне, жезл Аарона, а также свиток Торры (еврейского закона).
Ковчег Завета был изготовлен во времена пророка Моисея. Впоследствии он хранился в Скинии ветхозаветной и в Иерусалимском храме. После первых нападок язычников на Иерусалимский храм ковчег был безвозвратно утрачен евреями. Сохранилось предание, что пророк Иеремия (во время нападения на Иерусалимский храм халдев) спрятал Ковчег Завета в одной из пещер.
Сам ковчег был изготовлен из дерева (предположительно акации). Согласно Священному Писанию он был окован золотом. На крышке ковчега находились золотые херувимы. Размеры этой еврейской святыни составляли приблизительно 70 см в ширину и высоту и 120 см в длину. Ковчег носили служители ветхозаветной Скинии на двух шестах. Существует версия о том, что в сам ковчег влагались несколько золотых ларцов. Получалось, что Ковчег Завета снаружи и внутри был окован золотом, как и повелел сделать Моисею Господь.
В Священном Писании ковчегу приписывалась чудотворная сила. Так, когда евреи решили завоевывать город Иерихон, ковчег был обнесен вокруг городских стен семь раз. После этого евреи вострубили и стены города обрушились.
Ковчег Завета символизировал собой ветхий завет Бога с людьми. Святыня свидетельствовала о незримом присутствии Господа среди израильского народа.
В Библии содержатся и другие именования Ковчега Завета. Например, Ковчег Завета Божия, Ковчег Бога Израиля, Ковчег Всевышнего, Ковчег Могущества.