Педагогическое мастерство это обобщенное понятие, включающее в себя постоянное совершенство во владении воспитателем или педагогом совокупностью психологических и педагогических способностей и навыков, которые объединяются с педагогической интуицией, развитым образом мышления, профессиональной увлеченностью и эстетически нравственным отношением к преподаванию как профессиональной деятельности.
Именно мастерство выступает в качестве высшего уровня квалификации педагога.
Постоянство и стабильность в педагогической деятельности дают возможность максимального развития профессионального мастерства при условии соблюдения требований к регулярной, квалифицированной, социальной и профессиональной подготовке.
К оценочным критериям уровня мастерства педагога относятся продуктивность, техника преподавания, оптимальность и целесообразность педагогической деятельности. Немаловажную роль играют личностные характеристики и субъективные качества преподавателя.
Профессиональные творческие качества педагога формируются и совершенствуются при беспрерывном и долговременном участии в искусстве воспитания, обучения и развития детей.
На этапах становления и формирования педагогического мастерства основными являются такие качества, как активность, инициативность, внимательность и не всегда стандартный подход к обучению.
Личностная позиция представляет в совокупности систему волевых, эмоционально-оценочных и интеллектуальных отношений, позволяя проявлять характер педагога, одновременно создавая базу для процесса обучения или воспитания ученика вне зависимости от его возраста.
Субъективные качества педагога высшего уровня проявляются с практической деятельностью и заключаются в постоянном самосовершенствовании.
В свою очередь, понятие педагогической техники преподавания охватывает совокупность способов, приемов и умений учебно-воспитательной деятельности. Именно техника преподавания непосредственно влияет на достижение цели обучения и включает индивидуальные способности педагога, умение управлять и оказывать влияние не только на собственные поступки, но и поведение других людей (учеников), а также владение организацией и техникой сотрудничества, взаимопонимания и гармоничных взаимоотношений между педагогом и учениками.
Педагогическое мастерство, в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.
Узких знаний одного предмета для педагога высшего уровня недостаточно. Профессиональный педагог имеет глубокие познания не только в рамках своего предмета, он способен рационально оценивать перспективы его развития. Так, в процессе преподавания педагог-мастер с уверенностью использует багаж сведений, полученных из современных источников (литературы, новостей культуры и спорта и др.), ему легко дается анализ международных событий.
Достижению основной цели в педагогической деятельности выступает помощь в становлении и развитии образованной, полноценной и грамотной личности ученика. При этом должны быть учтены как потребности современного общества, так и личные потребности воспитанника.
Таким образом, педагогическое мастерство несомненно связано с процессом профессионального роста и самосовершенствования личных качеств педагога, который осознает что обучение, это постоянный двусторонний процесс, требующий активного и творческого результата во взаимодействии логической цепочки «Учитель - ученик».
Именно мастерство выступает в качестве высшего уровня квалификации педагога.
Критерии оценки профессионального мастерства учителя
Постоянство и стабильность в педагогической деятельности дают возможность максимального развития профессионального мастерства при условии соблюдения требований к регулярной, квалифицированной, социальной и профессиональной подготовке.
К оценочным критериям уровня мастерства педагога относятся продуктивность, техника преподавания, оптимальность и целесообразность педагогической деятельности. Немаловажную роль играют личностные характеристики и субъективные качества преподавателя.
Профессиональные творческие качества педагога формируются и совершенствуются при беспрерывном и долговременном участии в искусстве воспитания, обучения и развития детей.
На этапах становления и формирования педагогического мастерства основными являются такие качества, как активность, инициативность, внимательность и не всегда стандартный подход к обучению.
Личностная позиция представляет в совокупности систему волевых, эмоционально-оценочных и интеллектуальных отношений, позволяя проявлять характер педагога, одновременно создавая базу для процесса обучения или воспитания ученика вне зависимости от его возраста.
Субъективные качества педагога высшего уровня проявляются с практической деятельностью и заключаются в постоянном самосовершенствовании.
В свою очередь, понятие педагогической техники преподавания охватывает совокупность способов, приемов и умений учебно-воспитательной деятельности. Именно техника преподавания непосредственно влияет на достижение цели обучения и включает индивидуальные способности педагога, умение управлять и оказывать влияние не только на собственные поступки, но и поведение других людей (учеников), а также владение организацией и техникой сотрудничества, взаимопонимания и гармоничных взаимоотношений между педагогом и учениками.
Мастерство педагога как практическая деятельность
Педагогическое мастерство, в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.
Узких знаний одного предмета для педагога высшего уровня недостаточно. Профессиональный педагог имеет глубокие познания не только в рамках своего предмета, он способен рационально оценивать перспективы его развития. Так, в процессе преподавания педагог-мастер с уверенностью использует багаж сведений, полученных из современных источников (литературы, новостей культуры и спорта и др.), ему легко дается анализ международных событий.
Достижению основной цели в педагогической деятельности выступает помощь в становлении и развитии образованной, полноценной и грамотной личности ученика. При этом должны быть учтены как потребности современного общества, так и личные потребности воспитанника.
Таким образом, педагогическое мастерство несомненно связано с процессом профессионального роста и самосовершенствования личных качеств педагога, который осознает что обучение, это постоянный двусторонний процесс, требующий активного и творческого результата во взаимодействии логической цепочки «Учитель - ученик».