Когда не было фотографии


Искусство фотографии насчитывает всего два столетия. До его появления единственным способом оставить потомкам память о том, как выглядел тот или иной человек, был портрет, выполненный художником. Наиболее состоятельные люди заказывали портреты известным скульпторам или живописцам. Но портретист хотел оставить память и о себе самом. Тогда он садился перед зеркалом и рисовал сам себя. Желание оставить память – один из ответов на вопрос, почему художники рисуют автопортреты.

Средство самовыражения


Психологи по сей день пытаются понять, что заставляет человека браться за кисть или карандаш, в какой момент возникает желание передать на холсте свое видение мира. Порой такое побуждение возникает неожиданно даже для самого человека. Он стремится выразить свое отношение к миру, передать свое видение, и жанр автопортрета для этого подходит, пожалуй, больше всего. Художник передает не только свой облик, но и некоторые свои черты, обычно скрытые от посторонних глаз.

Хорошо знакомая натура


Перед тем, как что-то рисовать, художник обычно тщательно изучает объект. Он тщательно рассматривает предметы для натюрморта, составляет из них композицию. Он определяет точку, с которой открывается самый красивый вид на лес и речку. Он разговаривает с человеком, которого хочет изобразить на холсте, стремится узнать его прошлое, род занятий, увлечения. Но есть объект, известный художнику лучше всего – он сам. Стремление рисовать то, что больше всего знакомо, - вторая причина, по которой художники иногда рисуют автопортреты.

Реализовать мечту


Некоторым людям свойственно представлять себя в разных фантастических ситуациях. Они могут мысленно перемещаться во времени и пространстве, переселяться в сказочные миры, окружать себя предметами, которых в реальной жизни у них никогда не будет. Среди таких мечтателей есть и художники. Возможность поместить себя в необычный пейзаж или интерьер, увидеть, как это будет выглядеть – еще одна причина, по которой художники порой уделяют внимание жанру автопортрета.

Объект, который всегда рядом


Эта причина характерна для начинающих художников, осваивающих азы академического рисунка. Сам художник – тот объект, на котором можно упражняться до бесконечности, осваивая законы перспективы, способы передачи светотени при разных видах освещения и прочие художественные премудрости. Никто не останется недовольным, неудачный портрет можно просто выбросить или спрятать подальше от глаз. Но эта причина менее значима, нежели стремление оставить будущим поколениям память о своем внешнем облике или сделать реальностью мечту.