Инструкция
1
Как правило, при обучении, подготовке различного рода докладов, статей и пр. чаще всего приходится пользоваться письменными источниками. Работать с письменной информацией легче, нежели с той, что вы воспринимаете на слух: ее обработкой можно заниматься не спеша, не боясь что-то упустить или забыть.
2
Сосредоточьтесь на одном письменном источнике. Только закончив с ним, переходите к работе над следующим. Это позволит сконцентрироваться и сосредоточиться, что сделает вашу работу более эффективной.
3
Не поддавайтесь соблазну эмоционально оценивать прочитанное – это мешает работе. Постарайтесь быть объективным и беспристрастным.
4
Лучше всего запоминается информация, структурированная в виде схем, графиков, тезисов. Если таковых в готовом виде не имеется, сделайте их самостоятельно в процессе работы над содержанием статьи.
5
Составьте общее представление о тексте, над которым вы работаете. Проанализируйте, понятна ли вам тема, идея, основные положения информационного блока.
6
Задайте вопросы к отдельным смысловым частям текста – это поможет вам сосредоточить внимание на ключевых моментах. При повторном прочтении старайтесь найти ответы на поставленные вопросы. Следите за тем, чтобы они были полными и развернутыми.
7
Постарайтесь пересказать материал, глядя на план (список вопросов), составленный вами, пользуясь схемами и графиками, но не заглядывая в текст.
8
Через 3-4 часа снова откройте ваш план и закрепите усвоенное, постаравшись наиболее полно вспомнить содержание каждого пункта.
9
Воспринимать и перерабатывать информацию, воспринятую на слух, сложнее. Если вы присутствуете на лекции или слушаете доклад, делайте записи по ходу прослушивания. После лекции постарайтесь восстановить ход рассуждений докладчика. Если вы вспомнили какие-то важные моменты, прозвучавшие в сообщении, не поленитесь зафиксировать и их. Далее с конспектом можно работать так же, как с другими письменными источниками.
10
Сложнее всего систематизировать и усвоить информацию, полученную в процессе общения, в ходе живого диалога, но и в этом нет ничего невозможного.
11
После окончания разговора проанализируйте его, обозначьте тему и цели дискуссии. Будет замечательно, если вы сможете вычленить не только явную, но и скрытую цель, ради которой разговор был начат.
12
Подумайте, как распределялись роли в процессе разговора и какую из этих ролей играли лично вы. Подумайте, какие задачи вы преследовали, поддерживая диалог.
13
Усваивая любую информацию, постарайтесь определить, чем ценна и полезна она именно для вас – известно, что нужные и значимые для человека факты остаются в памяти намного дольше.