Первичные признаки неисправности автомобильного катализатора
Чаще всего эта деталь выходит из строя по двум причинам: несоблюдение инструкции по эксплуатации (особенно при использовании не той марки топлива) и чрезмерно длительной эксплуатации. В последнем случае оплавляется керамическая сердцевина, соты забиваются сажей, что ведет к полному разрушению катализатора. О том, что его придется менять, можно узнать по потере мощности: машина не развивает полную скорость, разгонная динамика падает, а в дальнейшем затрудняется запуск двигателя. На ранней стадии определить начинающиеся проблемы с катализатором довольно сложно; просто водитель глубже утапливает в пол педаль газа, чтобы компенсировать падение мощности. Иногда полезно обратить внимание на появление резкого запаха сероводорода, который свидетельствует о некачественном процессе разложения выхлопных газов.
Как проверить катализатор
Эту процедуру можно провести самостоятельно. Для этого поставьте автомобиль на стоянку, пустите двигатель и утопите акселератор в пол, одновременно наблюдая за показаниями тахометра. Если стрелка доходит до максимума (красная зона), затем срабатывает ограничитель оборотов, то катализатор можно считать исправным. Если же стрелка не может достичь красной зоны, то считается, что соты катализатора забиты. Однако подобному способу диагностики доверяют при условии, что система зажигания, питания исправны.
Полноценную проверку катализатора можно осуществить только в условиях автосервиса. Обычно тест начинается с определения работоспособности датчика - лямбда-зонда. Если он работает, то в систему управления питанием подают со специального устройства сигнал о нехватке кислорода или избытке топлива; в результате горючая смесь обедняется или переобогащается. Далее определяется работоспособность систем питания, зажигания. При условии их исправности придется менять катализатор. Также проверка может быть связана с измерением уровня токсичности выхлопа или проверки давления отработанных газов (обычно два последних метода совмещают). Более простой способ – демонтаж самого катализатора и проверка сотов на просвет, - уровень забитости можно определить сразу. Но здесь есть своя сложность; на автомобилях, длительное время бывших в эксплуатации снять катализатор не так просто, т.к. гайки со временем прикипают, и для их отворачивания потребуется автоген.