«Танцевать от печки» советуют человеку, если требуется что-либо повторить сначала. При этом танцевать в буквальном смысле слова ему не приходится, главное – начать сначала. Возникает вопрос – почему печка во фразеологизме ассоциируется с началом.
Самая распространенная версия отсылает к незаконченному роману малоизвестного писателя XIX века В. Слепцова «Хороший человек». Главный герой романа вспоминает, как его учили танцевать, и каждый раз, когда у него не получалось очередное па, его отправляли к печке, откуда начинался танец.
Однако, такая версия вызывает сомнение в достоверности. Конечно, есть произведения, цитаты из которых становятся фразеологизмами, то же «Горе от ума» Грибоедова. Но вряд ли сцена из незаконченного, а, следовательно, непрочитанного большей частью публики романа, могла стать до такой степени цитируемой.
В данном случае имеются в виду архитектурные традиции, по которым строились печи в аристократических домах. Чтобы печь занимала меньше места, ее ставили у стены, при обучении танцам движение начиналось от дальней стены, чтобы предоставить танцующим больше простора.
Можно было бы считать эту традицию источником фразеологизма, если бы не его другой вариант, не менее распространенный и имеющий аналогичный смысл – «плясать от печки». Вряд ли можно представить юных аристократок пляшущими.
Само слово «пляска» более логично вписывается в народные традиции. То есть, можно сделать вывод о более древнем происхождении фразеологизма. Чтобы прояснить ситуацию, есть смысл обратиться к народным традициям. В некоторых русских губерниях существовал свадебный ритуал приема в семью невестки. Молодая жена шла от печки, приговаривая: «Я от печки иду, половички чту (считаю)».
Свадебный обряд у многих славянских народов инициировался со смертью и перерождением – дочь, покидающая родительский дом, считалась потерянной для родного гнезда. А появление нового члена в семье жениха ассоциировалось с рождением.
Вот здесь открывается сакральный смысл печи в домах древних славянских народов. Печь, очаг – все это отсылает к глубокой древности, когда люди обитали в пещерах. Некоторые филологи даже прослеживают связь между словами «печь» и «пещера». Очаг означал огонь, а значит, жизнь, все магические пляски происходили вокруг огня. Очаг мыслился как центр рода, то есть движение невесты «от печки» означает рождение нового члена семьи.
Такое трактование фразеологизма скорее сходно с латинским «ab ovo» - от яйца, то есть, с самого начала. Современное использование выражения «танцевать от печки», конечно, более легкомысленно, но суть его от этого не меняется – от начала.
Кто и когда танцевал от печки
Самая распространенная версия отсылает к незаконченному роману малоизвестного писателя XIX века В. Слепцова «Хороший человек». Главный герой романа вспоминает, как его учили танцевать, и каждый раз, когда у него не получалось очередное па, его отправляли к печке, откуда начинался танец.
Однако, такая версия вызывает сомнение в достоверности. Конечно, есть произведения, цитаты из которых становятся фразеологизмами, то же «Горе от ума» Грибоедова. Но вряд ли сцена из незаконченного, а, следовательно, непрочитанного большей частью публики романа, могла стать до такой степени цитируемой.
В данном случае имеются в виду архитектурные традиции, по которым строились печи в аристократических домах. Чтобы печь занимала меньше места, ее ставили у стены, при обучении танцам движение начиналось от дальней стены, чтобы предоставить танцующим больше простора.
Можно было бы считать эту традицию источником фразеологизма, если бы не его другой вариант, не менее распространенный и имеющий аналогичный смысл – «плясать от печки». Вряд ли можно представить юных аристократок пляшущими.
Кто от печки плясал
Само слово «пляска» более логично вписывается в народные традиции. То есть, можно сделать вывод о более древнем происхождении фразеологизма. Чтобы прояснить ситуацию, есть смысл обратиться к народным традициям. В некоторых русских губерниях существовал свадебный ритуал приема в семью невестки. Молодая жена шла от печки, приговаривая: «Я от печки иду, половички чту (считаю)».
Свадебный обряд у многих славянских народов инициировался со смертью и перерождением – дочь, покидающая родительский дом, считалась потерянной для родного гнезда. А появление нового члена в семье жениха ассоциировалось с рождением.
Вот здесь открывается сакральный смысл печи в домах древних славянских народов. Печь, очаг – все это отсылает к глубокой древности, когда люди обитали в пещерах. Некоторые филологи даже прослеживают связь между словами «печь» и «пещера». Очаг означал огонь, а значит, жизнь, все магические пляски происходили вокруг огня. Очаг мыслился как центр рода, то есть движение невесты «от печки» означает рождение нового члена семьи.
Такое трактование фразеологизма скорее сходно с латинским «ab ovo» - от яйца, то есть, с самого начала. Современное использование выражения «танцевать от печки», конечно, более легкомысленно, но суть его от этого не меняется – от начала.