Настороженное отношение к представителям других народов живет в человеке с глубокой древности. Оно основано на страхе, который вызывает все неизвестное и непонятное, а также на возможной конкуренции за ресурсы с другой общиной. Такие отношения породили мировоззренческий принцип «чужой – значит, враг». Это называется ксенофобией.


Современный человек в меньшей степени, чем его далекие предки, подвержен влиянию ксенофобии, и все же при определенных обстоятельствах она оживает.


Самопроизвольное разжигание




Иногда межнациональную рознь даже не нужно разжигать – она разгорается сама. Пусковым механизмом служит поиск виноватых. Например, человек не может устроиться на работу и находит удобное объяснение: виноваты иммигранты, они заняли все рабочие места. С другой стороны, иммигранты винят в своих бедах коренных жителей: власти лучше относятся к ним. Чем выше уровень безработицы, тем больше людей, мыслящих в таком русле, и это уже не мнение отдельной личности, а общественное настроение, которое вполне может вылиться в беспорядки и вооруженные столкновения.


Большую роль в этом процессе играют национальные стереотипы. Например, существует порочная традиция приписывать евреям жадность и хитрость. Отсюда недалеко до обвинения евреев в бедности представителей других народов, а там и до фантастических теорий о «всемирном сионистском заговоре». Уроженцам Кавказа столь же традиционно приписывают повышенную агрессивность, поэтому торопятся обвинить их в росте преступности, даже если нет доказательств, что очередное ограбление или изнасилование совершили кавказцы.


Целенаправленное разжигание




В ряде случаев разжигание межнациональной розни выгодно властям, ведь принцип «разделяй и властвуй» был известен еще в Древнем Риме.
Для возбуждения ненависти используются средства массовой информации. Прямые призывы к расправе над представителями того или иного народа были бы нарушением закона, поэтому в ход идет более тонкое средство, которое психологи называют «языком вражды».


Один из главных приемов языка вражды – акцентирование внимания на национальности участников событий, когда речь идет о негативных фактах. Например, можно написать в хронике происшествий: «Дворник-таджик не скалывал лед с тротуара, в результате чего пенсионерка получила травму ноги». После прочтения такой заметки остается впечатление, что не просто женщина пострадала из-за плохой работы дворника, а русская пострадала из-за таджика. Если драку затеяли русские, о национальности хулиганов можно вообще не упоминать, но если это сделали чеченцы, нужно упомянуть обязательно. Несколько таких заметок – и читатели будут уверены, что все драки в городе затевают чеченцы.


Другой прием – ссылка на авторитеты. Достаточно высок в современном мире авторитет науки, но уровень образования оставляет желать лучшего, поэтому появляются в СМИ и Интернете публикации о неких ученых, якобы доказавших, что та или иная нация является самой «генетически чистой». Наукообразная пропаганда может быть завуалированной. Например, можно написать о научном исследовании, якобы доказавшем интеллектуальное превосходство голубоглазых людей. Разумеется, в эту категорию не попадают ни китайцы, ни якуты.


Не меньшее значение, чем СМИ, имеет пропаганда в социальных сетях. Пользователи могут создавать аккаунты от имени несуществующих людей, чтобы писать о зверствах, якобы творимых представителями определенного народа.


Лучшая «прививка» от разжигания межнациональной розни – критическое восприятие информации, повышение образовательного уровня. Мыслящим человеком крайне сложно манипулировать, возбуждая иррациональную ненависть.