Философские основы поэтического символизма



Надо сказать, что изначально символизм зародился именно в литературе, после чего распространился и на другие сферы культуры. В творчестве поэтов-символистов отразились философские и эстетические принципы, описанные Артуром Шопенгауэром, Фридрихом Ницше и другими представителями классической немецкой философской школы. Творчество Рихарда Вагнера также не менее существенно повлияло на представителей поэтического символизма. Все же, русские поэты-символисты в теоретических и философских основах опирались не всегда на одно и то же. Например, Валерию Брюсову символизм представлялся исключительно как художественное направление, тогда как Дмитрий Мережковский опирался в символизме на христианское учение. Искал основы теории и философии символизма в античной культуре, пропущенной через призму философии Ницше Вячеслав Иванов. Один из самых ярких представителей русского поэтического символизма – Андрей Белый – черпал истоки своей поэзии в философии Владимира Соловьева, Ницше и Канта.

Сопротивление реализму



Поэтам-символистам претила идея следования всеобщим массам, узконаправленным и целиком замкнутым в материальном мире. Нет, они наоборот стремились к свободе от материального мира, мыслили гораздо глубже и шире. Представители поэтического символизма, исходя из этих стремлений, резко противопоставляли свое творчество творчеству поэтов-реалистов. Они считали, что те слишком поверхностно смотрят на мир и все вещи в нем, тогда как сами символисты обладают уникальной способностью проникать в суть этих вещей, а значит, лучше понимают мир. Некоторые представители символизма в литературе даже старались перетянуть на свою сторону таких реалистов, как Пушкин и Гоголь. Замечательно иллюстрирует позицию всех символистов высказывание Валерия Брюсова: «… Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями». Он также считал, что произведения символистов – ключи, позволяющие отпереть дверь свободы духа.

Школы символизма



Несмотря на то, что символизм как направление находил свои отклики и в драме, и в прозе, наиболее ярко она отразилась именно в поэзии. Поэзию символистов отличает суть вопросов, которые они ставят в своих произведениях. Это, в отличие от других направлений, не насущные мирские проблемы, но глобальные, философские размышления. Однако символизм в литературе и, в частности, в поэзии, не был везде и у всех одинаков. Различались некие течения, или школы символизма. К примеру, символисты делились на «старших» и «младших».