Суть методики «глубинное интервью»
Глубинное интервью – это разговор «тет-а-тет» с респондентом, основанный на вопросах интервьюера. Несмотря на то, что вопросы для интервью тщательно подготавливаются заранее, беседа не имеет четкой структуры, а исследователь должен уметь изменить или повернуть ход интервью в нужное ему русло. Интервью должно выявить истинное отношение респондента к сути вопроса, его побуждения, убеждения, затронуть и раскрыть все аспекты темы. Поэтому глубинное интервью должен проводить высококвалифицированный специалист. Используя специальные методики, он побуждает респондента к развернутым, подробным, максимально честным ответам.
В зависимости от того, какие задачи поставлены исследователем, насколько обширна тема интервью, а также от личных особенностей респондента, время проведения глубинного интервью может варьироваться от получаса до нескольких часов. Сам процесс должен быть записан на аудио или видео. Это делается для того, чтобы при составлении анализа не пропустить даже мельчайшей информации. Запись на видеопленку используется также, чтобы проанализировать невербальные моменты в беседе.
Успех проведения глубинного интервью зависит от профессиональных навыков интервьюера. Он не должен проявлять предубежденность, не должен «давить» на респондента и влиять на его мнение. Специалистов высокого уровня в этой сфере найти трудно, поэтому их услуги стоят дорого, а глубинное интервью – один из самых затратных методов исследования.
Сравнение глубинного интервью с методом фокус-групп
И фокус-группы, и глубинное интервью призваны выполнять аналогичные задачи: выявлять портрет потребителя, его поведение и отношение к маркам и производителям, поиск новых сфер продвижения товара, оценка продукта и т.д. Однако бывают исследовательские опросы, в которых работа с группой респондентов невозможна.
Глубинное интервью применяется, когда речь касается интимных, личных переживаний опрашиваемого, или тема имеет острый резонанс в обществе – служба в армии, проблемы наркомании и проституции, налогообложение, когда требуется информация от экспертов или «узких» специалистов или мнение представителей конкурирующих фирм. Также глубинному интервью отдается предпочтение, если респондент – крупный чиновник или очень известная личность, и тема опроса будет затрагивать его профессиональную или личную жизнь. Работа в фокус-группах бывает невозможна еще и из-за географической отдаленности респондентов.