В самом общем виде чувство юмора можно определить как способность замечать в явлениях окружающего мира нечто смешное, комическое, эмоционально отзываясь на эту сторону бытия.
Чувство юмора относится к сфере высших чувств, которые связаны с социальными явлениями. Это подлинно человеческие чувства, в то время как примитивные эмоциональные реакции присутствуют и у животных. Высшие чувства подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные.
Чувство юмора нельзя однозначно отнести ни к одной из этих категорий. Оно отражает отношение человека к миру, себе и другим людям, как моральные чувства. В нем присутствует интеллектуальное начало, ведь любая шутка представляет собой нарочитое нарушение логических связей. Категория комического играет большую роль в искусстве, что связывает юмор с эстетическими чувствами.
Внешнее проявление чувства юмора – смех. Эта реакция развилась из специфических звуков, которые человекообразные обезьяны издают во время игр. Такие звуки являются сигналом, оповещающим партнеров по играм, что все свои действия – даже агрессивные – животное совершает не по-настоящему.
Психическая и социальная жизнь человека несоизмеримо сложнее взаимоотношений обезьян, но роль смеха и юмора сходна с ролью обезьяньего «протосмеха».
Проявления чувства юмора сродни игре – особому виду человеческой активности, в которой целью является деятельность как таковая, никаких других целей игра не преследует. Делая какое-либо явление предметом шутки, человек переводит его в плоскость игры, где не может быть никаких «серьезных» целей, отношений и достижений, где все «понарошку». Став предметом такой игры, объект теряет свою значимость. Таким образом, главная функция чувства юмора – обесценивать явления окружающего мира.
Именно об этом говорит К.Чапек, замечая, что существует «юмор висельников», но нигде и никогда не было коронационного юмора, ведь если бы король пошутил над своим правлением, он бы понял, что оно не такое уж великое и славное.
Чувство юмора – «лекарство» не только от излишней гордости, но и от страха: то, что потеряло значимость, не может пугать. Именно поэтому о кровавых диктаторах народ сочиняет забавные анекдоты, а детские психологи помогают детям избавляться от страхов, находя нечто смешное в пугающих образах.
Чувство юмора является хорошим подспорьем в налаживании социальных контактов, уничтожая коммуникативные барьеры путем снижения их значимости. В любой социальной общности юмор выступает как одно из цементирующих начал: высмеивание «других» (людей, не принадлежащих к данной нации, профессии или иной социальной группе) помогают человеку глубже ощутить свою принадлежность к группе.
Место чувства юмора в эмоциональной сфере
Чувство юмора относится к сфере высших чувств, которые связаны с социальными явлениями. Это подлинно человеческие чувства, в то время как примитивные эмоциональные реакции присутствуют и у животных. Высшие чувства подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные.
Чувство юмора нельзя однозначно отнести ни к одной из этих категорий. Оно отражает отношение человека к миру, себе и другим людям, как моральные чувства. В нем присутствует интеллектуальное начало, ведь любая шутка представляет собой нарочитое нарушение логических связей. Категория комического играет большую роль в искусстве, что связывает юмор с эстетическими чувствами.
Внешнее проявление чувства юмора – смех. Эта реакция развилась из специфических звуков, которые человекообразные обезьяны издают во время игр. Такие звуки являются сигналом, оповещающим партнеров по играм, что все свои действия – даже агрессивные – животное совершает не по-настоящему.
Психическая и социальная жизнь человека несоизмеримо сложнее взаимоотношений обезьян, но роль смеха и юмора сходна с ролью обезьяньего «протосмеха».
Роль чувства юмора
Проявления чувства юмора сродни игре – особому виду человеческой активности, в которой целью является деятельность как таковая, никаких других целей игра не преследует. Делая какое-либо явление предметом шутки, человек переводит его в плоскость игры, где не может быть никаких «серьезных» целей, отношений и достижений, где все «понарошку». Став предметом такой игры, объект теряет свою значимость. Таким образом, главная функция чувства юмора – обесценивать явления окружающего мира.
Именно об этом говорит К.Чапек, замечая, что существует «юмор висельников», но нигде и никогда не было коронационного юмора, ведь если бы король пошутил над своим правлением, он бы понял, что оно не такое уж великое и славное.
Чувство юмора – «лекарство» не только от излишней гордости, но и от страха: то, что потеряло значимость, не может пугать. Именно поэтому о кровавых диктаторах народ сочиняет забавные анекдоты, а детские психологи помогают детям избавляться от страхов, находя нечто смешное в пугающих образах.
Чувство юмора является хорошим подспорьем в налаживании социальных контактов, уничтожая коммуникативные барьеры путем снижения их значимости. В любой социальной общности юмор выступает как одно из цементирующих начал: высмеивание «других» (людей, не принадлежащих к данной нации, профессии или иной социальной группе) помогают человеку глубже ощутить свою принадлежность к группе.
Источники:
- Юмор, чувство юмора