Во второй половине 19 века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как гармонь, гитара, скрипка, мандолина. Но существуют и исконно татарские музыкальные инструменты.
Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Свое название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше - курай с 2 отверстиями.
Другой инструмент – сорнай, распространен не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.
Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы 14 в. «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.
Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долбленого дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже 19-20 вв. думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечетным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.
Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объем и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в 10 веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.
Духовые инструменты
Самый известный из татарских духовых инструментов – курай. Свое название он получил от татарского названия реброплодника уральского – растения из семейства зонтичных, из стебля которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше - курай с 2 отверстиями.
Другой инструмент – сорнай, распространен не только у татар, но и у башкир. Традиционно его изготавливали из рога и первоначально использовали на охоте. Играли на сорнае и пастухи.
Струнные инструменты
Татарский струнно-щипковый инструмент носит название думбра. Это традиционный инструмент певцов-сказителей. Согласно историческим источникам, думбра существовала еще во времена Золотой Орды. В памятнике татарской литературы 14 в. «Туляк и Сусылу» рассказывается, как главный герой сделал думбру, чтобы песнями покорить сердце своей возлюбленной.
Гриф у татарской думбры короче, чем у казахской домбры, струн, как правило, три. Играют на ней плектром. Корпус в древности изготавливался из долбленого дерева, но в настоящее время его склеивают. На рубеже 19-20 вв. думбра вышла из употребления, будучи вытеснена мандолиной, но в конце 20 в. была возрождена и реконструирована. На грифе инструмента появились лады, были созданы ансамблевые разновидности думбры – сопрано, альт и бас.
Татарские гусли весьма напоминают удмуртские, но отличаются от них нечетным количеством резонаторных отверстий. Если отверстий 3, одно находится у вершины, а другие – у боков верхней деки, если 5 или 7, одно отверстие в центре, а другие – симметрично вокруг него. Соответственно ладовой организации татарской музыки, эти гусли имеют пентатонический строй.
Другие инструменты
Кубыз – язычковый инструмент, напоминающий варган. Это металлическая дуга с язычком посередине. Изменяя объем и форму ротовой полости, музыкант извлекает звуки обертонового ряда. Возможно, этот инструмент позаимствован татарами у угров. По археологическим данным, он был известен еще в 10 веке.
Существует у татар и национальный ударный инструмент. Он носит название дэф и напоминает бубен.