О том, что протестанты в Северной Европе на кострах инквизиции или православные неофиты времен крещения Руси сжигали не менее, а большее количество как соплеменников так и инородцев, предпочитали не знать, и все казни априори приписывали католикам. О том, что Католическая церковь именно в Средние века оказало огромное влияние на музыку, изобразительное искусство, архитектуру, создала международную юриспруденцию, при ней появились первые университеты и именно она во многом создала ту европейскую цивилизацию, к которой сейчас стремится весь мир, за исключением апологетов сермяжности, исконности, лаптей и паранджей, - предпочитают не размышлять. О том, что католическая церковь - вообще первая христианская церковь, а православие, к примеру, родилось лишь тысячу лет спустя – не задумываются.
Мракобесие многих хулителей католичества не позволяет им видимо задуматься и о том, что именно Католическая церковь - «составительница» и «редактор» Нового завета, завета Христа, который исповедуют абсолютно все христианские конфессии на земле. Предубеждение и невежество, множество устаревших клише до сих пор сопутствуют «знанию» о Католической церкви.
Безусловно, во время своего становления Католическая церковь претерпевала разные перипетии, и ее изменения во многом зависели от того, кто управлял ею в тот или иной исторический период. Так, рождению инквизиции действительно способствовали люди со смещенной психикой: Папа Луций III в 1184 году и Папа Иннокентий III в 1198-м. Да, из-за их «изысканий» и им подобных, человечество лишилось Джордано Бруно, Галилея и многих-многих других талантливых, гениальных и самых простых людей. Но!
Но, во-первых, справедливости ради надо сказать, что не только в католических странах и на католический престол к власти то и дело приходили не совсем адекватные индивидуумы, устраивающие всемирные побоища и не ценящие человеческие жизни: мол, «бабы новых нарожают». И не только католические мракобесы писали трактаты по типу «Молота ведьм». Подобные литературные шедевры и сейчас нет-нет появляются на книжных прилавках, а их авторов привечают центральные российские телеканалы.
И, во-вторых, как-то совершенно забывается, что именно во времена средневековья Католическая церковь дала человечеству великолепных музыкантов, художников, ученых-священников. Основателя геологии о. Николаса Стено (Нильс Стенсен), основателя египтологии о. Атаназиуса Кирхера, теоретика, измерившего ускорение свободно падающего тела о. Джамбаттиста Риччоли, отцом современной квантовой теории был иезуит Руджер Бошкович. Кстати говоря, именно иезуиты когда-то особенно преуспели в исследовании землетрясений, да сейсмологию до сих пор нет-нет да назовут «иезуитской наукой». А сколько среди католических священников и монахов было выдающихся математиков, астрономов, естествоиспытателей, исследователей и юристов.
Так, многочисленный орден бенедиктинцев внес огромный вклад в культуру и экономику Средневековья: при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские, а их успехи и изыскания в животноводстве и селекции до сих пор имеют огромное влияние на аграрную науку.
Или, например, первым составителем международного права был католический священник 16 века, профессор Франсиско де Витория. Столкнувшись с жестоким обращением испанцев с исконными жителями Нового Света, де Витория и другие католические философы и теологи стали размышлять о правах человека и о должных отношениях между странами и народами. Именно эти католические мыслители разработали идею международного права в его нынешнем понимании. И, поскольку все европейские монархии так или иначе находились в подчинении у Папского государства, то они обязаны были учитывать утверждаемые ею современные для средневековья постулаты.
Первые большие перемены в Католической церкви нашего времени начали происходить во время правления Папы Иоанна XXIII, который был инициатором созыва Генерального Совета Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). В этой масштабной встрече приняли участие епископы из разных стран мира, а также наблюдатели от православной, англиканской и протестантской конфессий. Совет инициировал множество изменений: в литургическом языке (переход с латинского на национальный язык), пересмотр сакраментальных ритуалов, экуменическую открытость по отношению к другим христианским церквям, большую озабоченность по политическим и социальным вопросам.
Итак, с середины 60-х годов прошлого века католики всех стран имеют возможность молиться и проводить обряды на своем родном, простом – современном языке. Так, например, принято во внеевропейских странах, но там, где проживает католики разных национальностей, например в Узбекистане, службы в церкви (местном Соборе Святейшего Сердца Иисуса) разделены по времени и проводятся на английском, русском (не старославянском), польском и корейском.
Безусловно, Католическая церковь консервативна и никогда не откажется от многовековых догматов. Однако и она меняется в силу изменения исторической и политической обстановки в мире. Более того, повзрослевшая и много претерпевшая за два тысячелетия Католическая церковь давно поняла, что ее могущество и в слабости. Поэтому ее понтифики находят в себе силы каяться за все прошлые прегрешения.
Папа Римский Иоанн Павел II за время правления - с 1978 по 2005 годы - принес более ста извинений: еврейскому народу за многовековой антисемитизм Католической церкви; извинения за нетерпимость и насилие, совершенные в отношении инакомыслящих; покаяние в организации религиозных войн и крестовых походов; покаяние в грехах, нарушивших единство христиан; покаяние в грехах против прав народов – неуважение к иным культурам и религиям; покаяние в прегрешениях против человеческого достоинства; покаяние перед женщинами мира за соучастие церкви в их притеснении и многие другие... 12 марта 2000 года Папа Иоанн Павел II провел отдельную торжественную мессу Mea Culpa в церкви Святого Петра в Ватикане, во время которой состоялось общее покаяние и "очищение памяти". Здесь было принесено покаяние и возданы молитвы о прощении у Бога за несправедливость, которую допустили христиане за все прошедшие столетия. Нынешний понтифик - Папа Римский Франциск в апреле 2014 года попросил прощения у всего мирового сообщества за священников, которые были уличены в сексуальных домогательствах к детям.
Среди многочисленных заблуждений есть еще одно - о том, что в настоящее время Католическая церковь в Европе утратила свои позиции. Это, мягко говоря, не совсем так. Среди наглядных примеров тому огромное количество верующих, еженедельно собирающихся на воскресные службы не только в главные церковные праздники. Кстати говоря, прямые эфиры с празднования Рождества и Пасхи, которых ведутся от ступеней Базилики Святого Петра в Риме, по зрительскому рейтингу могут быть сравнимы лишь с футбольными матчами во время Кубка мира.
Но это видимая сторона. Есть также и невидимая, но вполне весомая. Именно из-за миролюбивого и негласного влияния Католической церкви люди имеют сейчас ту Европу, которая им известна. Европу после правления Рэйгана и Тэтчер: Европу после падения Железного занавеса. Именно Католическая церковь последних тридцати-сорока лет оказала огромное влияние на мировоззрение людей Запада, отказавшихся от завоевательных идей и восстановления каких-бы то ни было империй. Также она повлияла и влияет на идеи толерантности и веротерпимости: во многом и благодаря Католической церкви человечество продвинулось в этом отношении вперед.
Мракобесие многих хулителей католичества не позволяет им видимо задуматься и о том, что именно Католическая церковь - «составительница» и «редактор» Нового завета, завета Христа, который исповедуют абсолютно все христианские конфессии на земле. Предубеждение и невежество, множество устаревших клише до сих пор сопутствуют «знанию» о Католической церкви.
Средние века
Безусловно, во время своего становления Католическая церковь претерпевала разные перипетии, и ее изменения во многом зависели от того, кто управлял ею в тот или иной исторический период. Так, рождению инквизиции действительно способствовали люди со смещенной психикой: Папа Луций III в 1184 году и Папа Иннокентий III в 1198-м. Да, из-за их «изысканий» и им подобных, человечество лишилось Джордано Бруно, Галилея и многих-многих других талантливых, гениальных и самых простых людей. Но!
Но, во-первых, справедливости ради надо сказать, что не только в католических странах и на католический престол к власти то и дело приходили не совсем адекватные индивидуумы, устраивающие всемирные побоища и не ценящие человеческие жизни: мол, «бабы новых нарожают». И не только католические мракобесы писали трактаты по типу «Молота ведьм». Подобные литературные шедевры и сейчас нет-нет появляются на книжных прилавках, а их авторов привечают центральные российские телеканалы.
И, во-вторых, как-то совершенно забывается, что именно во времена средневековья Католическая церковь дала человечеству великолепных музыкантов, художников, ученых-священников. Основателя геологии о. Николаса Стено (Нильс Стенсен), основателя египтологии о. Атаназиуса Кирхера, теоретика, измерившего ускорение свободно падающего тела о. Джамбаттиста Риччоли, отцом современной квантовой теории был иезуит Руджер Бошкович. Кстати говоря, именно иезуиты когда-то особенно преуспели в исследовании землетрясений, да сейсмологию до сих пор нет-нет да назовут «иезуитской наукой». А сколько среди католических священников и монахов было выдающихся математиков, астрономов, естествоиспытателей, исследователей и юристов.
Так, многочисленный орден бенедиктинцев внес огромный вклад в культуру и экономику Средневековья: при них создавались библиотеки, скриптории, художественные мастерские, а их успехи и изыскания в животноводстве и селекции до сих пор имеют огромное влияние на аграрную науку.
Или, например, первым составителем международного права был католический священник 16 века, профессор Франсиско де Витория. Столкнувшись с жестоким обращением испанцев с исконными жителями Нового Света, де Витория и другие католические философы и теологи стали размышлять о правах человека и о должных отношениях между странами и народами. Именно эти католические мыслители разработали идею международного права в его нынешнем понимании. И, поскольку все европейские монархии так или иначе находились в подчинении у Папского государства, то они обязаны были учитывать утверждаемые ею современные для средневековья постулаты.
Современность
Первые большие перемены в Католической церкви нашего времени начали происходить во время правления Папы Иоанна XXIII, который был инициатором созыва Генерального Совета Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). В этой масштабной встрече приняли участие епископы из разных стран мира, а также наблюдатели от православной, англиканской и протестантской конфессий. Совет инициировал множество изменений: в литургическом языке (переход с латинского на национальный язык), пересмотр сакраментальных ритуалов, экуменическую открытость по отношению к другим христианским церквям, большую озабоченность по политическим и социальным вопросам.
Итак, с середины 60-х годов прошлого века католики всех стран имеют возможность молиться и проводить обряды на своем родном, простом – современном языке. Так, например, принято во внеевропейских странах, но там, где проживает католики разных национальностей, например в Узбекистане, службы в церкви (местном Соборе Святейшего Сердца Иисуса) разделены по времени и проводятся на английском, русском (не старославянском), польском и корейском.
Безусловно, Католическая церковь консервативна и никогда не откажется от многовековых догматов. Однако и она меняется в силу изменения исторической и политической обстановки в мире. Более того, повзрослевшая и много претерпевшая за два тысячелетия Католическая церковь давно поняла, что ее могущество и в слабости. Поэтому ее понтифики находят в себе силы каяться за все прошлые прегрешения.
Папа Римский Иоанн Павел II за время правления - с 1978 по 2005 годы - принес более ста извинений: еврейскому народу за многовековой антисемитизм Католической церкви; извинения за нетерпимость и насилие, совершенные в отношении инакомыслящих; покаяние в организации религиозных войн и крестовых походов; покаяние в грехах, нарушивших единство христиан; покаяние в грехах против прав народов – неуважение к иным культурам и религиям; покаяние в прегрешениях против человеческого достоинства; покаяние перед женщинами мира за соучастие церкви в их притеснении и многие другие... 12 марта 2000 года Папа Иоанн Павел II провел отдельную торжественную мессу Mea Culpa в церкви Святого Петра в Ватикане, во время которой состоялось общее покаяние и "очищение памяти". Здесь было принесено покаяние и возданы молитвы о прощении у Бога за несправедливость, которую допустили христиане за все прошедшие столетия. Нынешний понтифик - Папа Римский Франциск в апреле 2014 года попросил прощения у всего мирового сообщества за священников, которые были уличены в сексуальных домогательствах к детям.
Среди многочисленных заблуждений есть еще одно - о том, что в настоящее время Католическая церковь в Европе утратила свои позиции. Это, мягко говоря, не совсем так. Среди наглядных примеров тому огромное количество верующих, еженедельно собирающихся на воскресные службы не только в главные церковные праздники. Кстати говоря, прямые эфиры с празднования Рождества и Пасхи, которых ведутся от ступеней Базилики Святого Петра в Риме, по зрительскому рейтингу могут быть сравнимы лишь с футбольными матчами во время Кубка мира.
Но это видимая сторона. Есть также и невидимая, но вполне весомая. Именно из-за миролюбивого и негласного влияния Католической церкви люди имеют сейчас ту Европу, которая им известна. Европу после правления Рэйгана и Тэтчер: Европу после падения Железного занавеса. Именно Католическая церковь последних тридцати-сорока лет оказала огромное влияние на мировоззрение людей Запада, отказавшихся от завоевательных идей и восстановления каких-бы то ни было империй. Также она повлияла и влияет на идеи толерантности и веротерпимости: во многом и благодаря Католической церкви человечество продвинулось в этом отношении вперед.