Характер межбюджетных отношений



Сложное построение системы бюджета федеративного государства, устойчивость данной системы, как и всей страны в целом, полностью зависит от характера межбюджетных отношений. Сложность удобного построения модели данных отношений – одна из самых актуальных проблем в экономике российского государства. Постоянно идет поиск динамичного развития бюджетной сферы между уровнями системы.

Межбюджетные отношения в России выстраиваются на основе бюджетного федерализма. Системная форма построения межбюджетных отношений позволяет самостоятельно каждому бюджету учитывать интересы федерации и сопоставлять их с интересами отдельного субъекта Российской Федерации и органов территориального самоуправления, что и является основой бюджетного федерализма. Самостоятельность различных уровней власти основывается на закреплении за каждым уровнем определенных источников дохода и предоставлении права самостоятельно направлять расход бюджетных средств строго в рамках действующего законодательства.

Принципы межбюджетных отношений



В условиях межбюджетного взаимодействия происходит выравнивание системного уровня власти минимальной расходно-доходной обеспеченностью субъектов России. Принцип выравнивания расходно-доходной схемы заключается в применении единого метода расчета финансовых затрат на предоставление муниципальных выплат и государственных услуг, а также единого способа уплаты региональных и федеральных налогов. Равномерное распределение налоговой прибыли предусматривает размер налоговых сборов субъектов - не менее 50% от всей суммы доходов консолидированного бюджета.

Межбюджетные отношения выстраиваются на базе экономических отношений в рамках одной страны. Цель этих отношений – создать первоначальные благоприятные условия для поддержки бюджетного баланса на всех уровнях власти, с учетом выполняемых ими функций и задач. Основная задача федеральных межбюджетных отношений - закрепление и перераспределение бюджетных расходов по конкретным системным уровням. Регулирующая доходная часть также подвергается определенному разграничению.

Согласно этим принципам, некоторые виды расходных бюджетных схем передаются от федеральных уровней власти субъектам, а уже от субъектов - территориальным органам. В связи с этим образуются новые формы межбюджетных отношений.