Зарождение русского символизма
Русские символисты впервые заявили о себе в 1904 году в Саратове, где прошла выставка «Алая роза». «Алой розой» именовалась и группа единомышленников, организовавших тогда эту выставку и пригласивших на нее в качестве гостей Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мускатова. Оба вышеназванных художника являлись яркими представителями русского символизма в живописи. Примечательно, что роза, фигурирующая в названии этой группы, была выбрана ее представителями как символ целостности и чистоты.
Цель символизма
Среди всех представителей символизма, которые творили в Германии, Америке, Франции, Бельгии, Норвегии, русские по праву признаются самими яркими и выдающимися. Отличительной чертой символизма как живописного жанра является выдвигание на первый план мира не материального, как в реализме, а духовного, идейного. Однако это вовсе не значит, что эти два мира противопоставляются друг другу в символизме. Наоборот, художники-символисты ставят своей целью соединить эти два мира воедино, провести между ними невидимый мост, наладить связь. Именно русские символисты, как отмечают многие, приблизились к этой цели как никто другой. Несмотря на то, что реализм как живописный жанр представлялся как антипод символизма, все же и реализм, и импрессионизм всегда шли где-то рядом с символизмом. Символисты даже опирались при создании работ на реализм и ни в коем случае его не отрицали.
Черты русского символизма
Как и в целом символизм, произведения русских символистов отличает от других живописных картин изображение во главе не повседневного, но таинственного и даже божественного. Это божественное может находить выход в переживаниях персонажа картины, а может выражаться и в природных явлениях, а также в самой природе. Это хорошо проглядывается в самой выдающейся работе русских художников символизма – «Демон сидящий», автор которой – Михаил Врубель. Отличились в создании достояний русского символизма и Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров. Эти художники в основном сосредоточивались на теме личности человека, не имеющего божественных начал, в то же время, его внутренние переживания создают впечатление некой возвышенности и отрешенности от мира материального. Все они привнесли русский дух в такой жанр живописи, как символизм, и, безусловно, внесли особый вклад в развитие символизма как живописного направления.