Развитие самооценки зависит от школьной оценки успеваемости. Принимая за главный ориентир оценку учителя, дети относят себя и других членов детского коллектива к категории отличников и двоечников. В результате каждая группа обретает набор соответствующих качеств. Уровень успеваемости в начальных классах – оценка личности и социального статуса ребенка. В этот период учителям и родителям важно понимать и разграничивать понятия «оценка деятельности» и «оценка личности». Недопустимыми являются ситуации, когда оценка успеваемости переносится на личностные качества ребенка. Негативный отзыв о работе малыша может отпечататься в его сознании фразой «ты – плохой человек».
Самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценочных суждений взрослых. На 3–4 класс приходится переходный период, в результате которого резко увеличивается количество негативных самооценок. Недовольство собой распространяется на общение с одноклассниками и учебную деятельность.
Ряд проведенных исследований показал, что младшим школьникам присущи все виды самооценки: завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая, направленная в сторону неадекватного завышения или занижения. С возрастом у детей формируется способность правильно себя оценивать и снижается тенденция к переоценке. Наиболее редкой в данном возрасте является устойчивая заниженная самооценка.
Тип самооценки ребенка можно определить не только на основании оценочных суждений о самом себе, но и по отношению к достижениям других детей. Повышенная самооценка не всегда выражается в расхваливании себя, чаще можно заметить критические суждения о деятельности и работе сверстников. Ученики, имеющие пониженную самооценку, переоценивают достижения одноклассников.
Не требуется специальных тестов, чтобы определить тип самооценки. Дети с адекватным типом бодры, активны, общительны и имеют хорошее чувство юмора. Поиск ошибок в собственной работе вызывает у них энтузиазм и интерес. Выбирая задания, они ориентируются на свои возможности, потерпев неудачу, в следующий раз отдадут предпочтение менее сложной работе. Высокая адекватная самооценка делает детей активными, стремящимися к достижению успеха независимо от вида деятельности.
Заниженный неадекватный тип легко узнаваем у младших школьников: на предложение проверить свою работу они откажутся это делать или выполнят, не внося никаких исправлений. Подбадривание и поощрение способно вернуть их к деятельности и возродить энтузиазм. Сосредоточенность на возможной неудаче делает таких детей замкнутыми и необщительными.
Самооценка первоклассника практически полностью зависит от оценочных суждений взрослых. На 3–4 класс приходится переходный период, в результате которого резко увеличивается количество негативных самооценок. Недовольство собой распространяется на общение с одноклассниками и учебную деятельность.
Виды самооценки младших школьников
Ряд проведенных исследований показал, что младшим школьникам присущи все виды самооценки: завышенная устойчивая, адекватная устойчивая, неустойчивая, направленная в сторону неадекватного завышения или занижения. С возрастом у детей формируется способность правильно себя оценивать и снижается тенденция к переоценке. Наиболее редкой в данном возрасте является устойчивая заниженная самооценка.
Тип самооценки ребенка можно определить не только на основании оценочных суждений о самом себе, но и по отношению к достижениям других детей. Повышенная самооценка не всегда выражается в расхваливании себя, чаще можно заметить критические суждения о деятельности и работе сверстников. Ученики, имеющие пониженную самооценку, переоценивают достижения одноклассников.
Тип самооценки и особенности поведения
Не требуется специальных тестов, чтобы определить тип самооценки. Дети с адекватным типом бодры, активны, общительны и имеют хорошее чувство юмора. Поиск ошибок в собственной работе вызывает у них энтузиазм и интерес. Выбирая задания, они ориентируются на свои возможности, потерпев неудачу, в следующий раз отдадут предпочтение менее сложной работе. Высокая адекватная самооценка делает детей активными, стремящимися к достижению успеха независимо от вида деятельности.
Заниженный неадекватный тип легко узнаваем у младших школьников: на предложение проверить свою работу они откажутся это делать или выполнят, не внося никаких исправлений. Подбадривание и поощрение способно вернуть их к деятельности и возродить энтузиазм. Сосредоточенность на возможной неудаче делает таких детей замкнутыми и необщительными.