Ответственность за утерю трудовой книжки



Трудовая книжка является главным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника: в ней фиксируется весь трудовой опыт, по ее данным начисляются льготы в случае временной безработицы, а также рассчитывается пенсия при достижении пенсионного возраста. Утеря трудовой книжки несет большие трудности для работника, в частности прохождение сложной процедуры по восстановлению документа, а также невозможность получить рабочее место до восстановления книжки и, в связи с этим, материальный ущерб за вынужденно невыработанные дни.

Трудовые книжки всех работников учреждения или предприятия хранятся в отделе кадров или в бухгалтерии, поэтому ответственность за утерю документа несет лицо, за которым, согласно должностной инструкции, закреплено ведение трудовых документов – обычно это работник отдела кадров или бухгалтерии. Если учет и хранение трудовых книжек официально не закреплены ни за одним из должностных лиц, ответственность за утерю несет сам работодатель.

Предусмотрены разные виды ответственности за утерю трудовой книжки. В зависимости от обстоятельств утери документа, а также на усмотрение руководителя, ответственное должностное лицо может понести дисциплинарное наказание, а именно выговор или увольнение. Кодексом об Административных Правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек. Административная ответственность может налагаться в следующих формах:
- штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей для должностного лица, впервые совершившего подобное нарушение;
- должностная дисквалификация сроком до 3 лет для должностного лица, повторно привлекающегося за подобное нарушение;
- штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток для лица предпринимательской деятельности без статуса юридического лица;
- штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, приостановление деятельности сроком до 90 суток для юридического лица.

Порядок действий в случае утери трудовой книжки



Факт утери работодателем трудовой книжки обычно выясняется в процессе увольнения работника и необходимости выдачи ему документов. В этом случае работник, в первую очередь, должен написать заявление на имя руководителя об утере документа. Руководитель, в свою очередь, обязан в течение 15 дней после получения заявления, выдать работнику дубликат трудовой книжки.

Работник также имеет право получить материальную компенсацию. Она рассчитывается на основе средней заработной платы и выплачивается за все дни утери, считая со дня заявления и до дня выдачи работнику дубликата или оригинала трудовой книжки. Выплата компенсации может быть осуществлена работодателем добровольно на основании заявления работника или принудительно на основании решения соответствующих органов, в которые пострадавший субъект имеет право обратиться.