Коммуникативный барьер - это какая-либо причина, мешающая людям выстраивать эффективное общение или полностью его блокирующая. В случае наличия коммуникативных барьеров информация искажается, теряет свой изначальный смысл или вообще не доходит до реципиента.
Под внешними коммуникативными барьерами понимают неподвластные собеседникам обстоятельства, например, неблагоприятные условия или место встречи: обрывы и неполадки телефонной связи, погодные аномалии, сильные шумы и т.д. Барьер непонимания, когда люди говорят на разных языках в буквальном смысле, имеют дефекты речи и дикции, тоже можно отнести ко внешним барьерам. Сюда же относится вынужденное оперирование специальными терминами, в которых собеседник не разбирается, социально‑культурные различия и традиции поведения в обществе.
Внутренние барьеры - психологические. Это может быть предвзятое отношение к собеседнику по какой-либо причине (из-за его национальности, пола, возраста, социального статуса и т.д.), его внешнему виду, чертам характера и поведения, его роду деятельности. В этом случае стереотипы мешают объективно воспринимать речь человека и заставляют негативно оценивать его, что сказывается на общении.
Еще одна похожая проблема - избирательное слушание, когда человек замечает в чужой речи только ту информацию, которая ему близка или с которой он согласен. А то, что противоречит его представлениям или интересам, попросту пропускается мимо ушей. Такие люди слышат только то, что хотят услышать.
Если человек постоянно отвлекается, это тоже помешает ему наладить доверительное и эффективное общение, т.к. собеседник может быть оскорблен, увидев невнимательное к себе отношение.
В виде коммуникативного барьера может выступать негативный психологический настрой собеседника: агрессивное, взвинченное состояние, напряженность, нерасположенность к разговору, плохое самочувствие, обида или злость на собеседника и т.д. Мешают общаться недоверие, чувство неприязни, эмоциональная закрытость и зажатость, комплексы и страхи, значительная разница в мировосприятии собеседников.
Так, у одного человека с фразой будет одна ассоциация, в зависимости от его жизненного опыта, а у второго - другая, и представление о проблеме у них может быть абсолютно разное. Это так называемый логический барьер, возникающий нередко между людьми с разными типами мышления: наглядно-образным, абстрактно-логическим или наглядно-действенным. Различаются также скорость мышления, критичность, гибкость, глубина, способ подачи информации (краткий и лаконичный или витиеватый). В этом случае попытка понять собеседника и поставить себя на его место, внимательность могут решить проблему.
Внешние коммуникативные барьеры
Под внешними коммуникативными барьерами понимают неподвластные собеседникам обстоятельства, например, неблагоприятные условия или место встречи: обрывы и неполадки телефонной связи, погодные аномалии, сильные шумы и т.д. Барьер непонимания, когда люди говорят на разных языках в буквальном смысле, имеют дефекты речи и дикции, тоже можно отнести ко внешним барьерам. Сюда же относится вынужденное оперирование специальными терминами, в которых собеседник не разбирается, социально‑культурные различия и традиции поведения в обществе.
Внутренние коммуникативные барьеры
Внутренние барьеры - психологические. Это может быть предвзятое отношение к собеседнику по какой-либо причине (из-за его национальности, пола, возраста, социального статуса и т.д.), его внешнему виду, чертам характера и поведения, его роду деятельности. В этом случае стереотипы мешают объективно воспринимать речь человека и заставляют негативно оценивать его, что сказывается на общении.
Еще одна похожая проблема - избирательное слушание, когда человек замечает в чужой речи только ту информацию, которая ему близка или с которой он согласен. А то, что противоречит его представлениям или интересам, попросту пропускается мимо ушей. Такие люди слышат только то, что хотят услышать.
Если человек постоянно отвлекается, это тоже помешает ему наладить доверительное и эффективное общение, т.к. собеседник может быть оскорблен, увидев невнимательное к себе отношение.
В виде коммуникативного барьера может выступать негативный психологический настрой собеседника: агрессивное, взвинченное состояние, напряженность, нерасположенность к разговору, плохое самочувствие, обида или злость на собеседника и т.д. Мешают общаться недоверие, чувство неприязни, эмоциональная закрытость и зажатость, комплексы и страхи, значительная разница в мировосприятии собеседников.
Так, у одного человека с фразой будет одна ассоциация, в зависимости от его жизненного опыта, а у второго - другая, и представление о проблеме у них может быть абсолютно разное. Это так называемый логический барьер, возникающий нередко между людьми с разными типами мышления: наглядно-образным, абстрактно-логическим или наглядно-действенным. Различаются также скорость мышления, критичность, гибкость, глубина, способ подачи информации (краткий и лаконичный или витиеватый). В этом случае попытка понять собеседника и поставить себя на его место, внимательность могут решить проблему.