Социальные институты
В отечественной социологической литературе можно отыскать определение социального института, как основного компонента социальной структуры общества, интегрирующего и координирующего множество индивидуальных действий людей, упорядочивающего социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Это определение мало отличается точек зрения основной массы западных социологов. Пусть их формулировки и расходятся в деталях, суть, как правило, одна: под институтом понимается форма некой совокупности социальных ролей. Таким образом, социальный институт можно классифицировать по задачам, которые он выполняет (религиозные, военные, образовательные и т. д.), задачам которые формируют институциональный порядок.
Согласно мнению Э. Дюркгейма, социальные институты можно рассматривать как непрерывное воспроизводство социальных отношений и связей. То есть такие типы отношений, которые постоянно востребованы обществом и по этой причине возрождаются вновь и вновь. Наиболее наглядными примерами таких социальных институтов являются церковь, государство, собственность, семья и так далее.
Систематизировав и обобщив различные позиции, можно казать, что социальный институт есть не что иное, как организованное объединение различных людей, которые выполняют некоторые социально значимые функции, с целью обеспечения совместного достижения целей на базе выполнения каждым своей социальной роли, задаваемой ценностями общества, его нормами и образцами поведения.
Примеры и структура социального института
Большинство социологов выделяют в современном мире пять основных социальных институтов: экономические (определяющие экономическую деятельность), политические (представляющие институты власти), семейные (регулирующие отношение полов, рождение детей и их включение в социальную сферу), военные (отвечающие за защиту общества от внешней угрозы) и религиозные (определяющие религиозную мораль и почитание богов).
Что же собой представляет структура любого социального института? Для примера можно взять самый распространенный институт – семейный. Он определяется системой родства и включает в свой состав институты отцовства и материнства, побратимства, наследования социального статуса, имянаречения и родовой мести.
Кроме определенной структуры, он включает в себя также обычаи и традиции. Например, традицию ухаживания и назначения свидания. Традиция приданного, даваемого за невестой. Эта традиция в Европе сформировала целый институт приданного.
Очевидно, что в отличие от основных институтов, неосновные выполняют вполне конкретные задачи, подчиняясь и помогая решать вполне определенную традицию.