Механизм образования цен
В торговле ценообразование является одним из первоочередных задач в деятельности сотрудников, в чью компетенцию входит сфера стратегического развития и обеспечения интересов предприятия. Этот процесс основывается не только на ценах конкурентов и издержках обращения, но и включает в себя структуру и состав цены, норму прибыли и другие понятия.
Для установления на товар определенной цены предприятию необходимо учитывать многообразие факторов, влияющих на нее. Механизм образования цен базируется на различных закономерностях, предусматривает разнообразные методы и принципы формирования цен, среди которых контроль, обоснованность, целенаправленность и непрерывность. Все методы и принципы, лежащие в основе механизма ценообразования, определяются политикой цен, которая присуща конкретному предприятию. Она выражается в различных приемах создания ценовых показателей и управления ценами. Данные приемы базируются на знании человеческой психологии, и к ним относят различные бонусы, подарки, скидки, акции, накопительные системы и прочее.
Факторы и этапы ценообразования
В торговле ценообразование определяется рядом факторов. В первую очередь, этот процесс зависит от рыночной ниши, которую занимает предприятие. Если эта ниша на рынке совершенной конкуренции, тогда производители практически не могут повлиять на цену, так как они вынуждены устанавливать цены на уровне, примерно равном конкурентам. Если же предприятие занимает нишу на монополистическом рынке, цена полностью подконтрольна организации-монополисту.
Помимо этого, очень важным фактором является конъюнктура рынка и присущие ей временные колебания. Если на рынке сложилась ситуация стабильного спроса, предприятие с успехом может использовать механизм пассивного образования цен. Его суть заключается в четком следовании затратным ценообразующим методам, не принимая во внимание предпочтения потребителей и изменения на рынке. В случае же роста спроса требуется учитывать мнения и желания потребителей. В такой ситуации предприятию необходимо подстраиваться под покупателей и достаточно мобильно реагировать на все рыночные изменения.
На ценообразование также влияет и то, на какой стадии своего жизненного цикла находится продаваемый товар. Если товар новый, устанавливаются разведывательные цены. Значительно высокого уровня стоимость может достигать при стабильном спросе, а при насыщении рынка предприятию необходимо снижать цены.
Ценообразование осуществляется несколькими этапами. Первоначально компании нужно определиться с целями своей ценовой политики, после чего проанализировать уровень спроса на конкретный товар. Следующий этап — это учет и анализ собственных издержек, а также изучение цен предприятий-конкурентов. Заключительным этапом в процессе ценообразования является определение метода формирования цен и их назначение на производимый товар.