Инструкция
1
По словам Джека Лондона, «рассказ – это единство настроения, ситуации и действия». Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – главные особенности этой литературной формы.
2
Единство действия обусловлено объемом произведения. Как правило, в рассказе описывается одно, реже два-три события, которые становятся главными и сюжетообразующими. Но даже если в рассказе охватывается значительный период из жизни персонажей, он все равно посвящается развитию одного (основного) действия и конфликта.
3
Единство действия напрямую связано с описанной в рассказе ситуацией (или событийным единством). В нем обычно бывает одна фабульная нить, с одной главной сменой ситуации. Поэтому действие в рассказе происходит в небольшом (строго ограниченном) количестве мест, а зачастую – в одном.
4
В пространстве рассказа существует один главный герой, максимум два. Это не значит, что действующих лиц (второстепенных персонажей) не может быть больше. Но все они скорее функции, задача которых – создать фон для более яркого раскрытия характера главного героя. Часто встречаются рассказы, написанные от первого лица. Что дает возможность не только сообщить о происходящих событиях, но и выразить непосредственное отношение персонажа к изображаемому.
5
В зависимости от содержания рассказы делятся на два типа: очерковый и новеллистический.
6
Рассказ очеркового типа показывает не ключевой эпизод жизни, а медленное ее течение. Для повествования выбирается нормальная жизнь человека или группы людей в наиболее типичный для них момент. Повествование имеет «нравоописательный» характер, в произведениях очеркового вида часто показывается нравственно-бытовое состояние той или иной среды. К рассказам такого типа принадлежат «Записки охотника» И. Тургенева.
7
Рассказ новеллистического типа раскрывает становление характера героя. В основе повествования лежит событие, изменившее мировоззрение персонажа, или несколько случаев из жизни героя, приведших к этому. Повествование новеллистического типа отличается остротой конфликта и скорой (и зачастую неожиданной) развязкой. Ярким примером новеллистического рассказа является «Ионыч» А. Чехова.
8
Помимо очеркового и новеллистического типа рассказа некоторые исследователи выделяют еще национально-исторический (или «эпопейный») вид. К нему относят «Судьбу человека» М. Шолохова.