Сначала стоит разобраться в терминологии: гелий – химический элемент, газ, который никакого отношения к производству аккумуляторов не имеет. Речь идет о геле – полужидкой, желеобразной субстанции, которую используют в качестве электролита.
Создатели этого типа АКБ ориентировались на то, чтобы внутренние реакции в среде батареи были уравновешенными. Отчасти это удалось; реакции, также как и в кислотно-свинцовых аккумуляторах обратимые, но для их осуществления контакта с внешней средой не требуется; кислород не поглощается, водород не выделяется. Роль электролита может та же серная кислота с загустителем (это может быть, к примеру, SiO2). Процесс газовыделения происходит внутри пор геля. Для того чтобы исключить появление водорода, в материал для изготовления электродов добавляется кальций.
Основное достоинство гелевых АКБ – полное отсутствие необходимости обслуживания изделий, если не считать заряда, разряда. Гелевые аккумуляторы имеют очень высокую стойкость к глубокому разряду, - для них это рабочая, штатная ситуация. Однако «чисто» гелевые батареи не получили признания у автомобилистов из-за резкого снижения значения пускового тока при отрицательных температурах. Поэтому производители попытались найти компромисс между обычными АКБ и гелевыми. В результате на прилавках появилась AGM- батарея (ее иногда называют гелевой, хотя это не совсем соответствует действительности).
В этих изделиях используется жидкая кислота, но электролит удерживается в сепараторных порах, изготовленных из сверхтонкого стекловолокна. Такая конструкция позволяет не только добиться герметичности корпуса, но и сохранить работоспособность батареи при его поломке. AGM-аккумуляторы «равнодушны» к резким перепадам температуры, вибрации, глубокому разряду (напряжение все равно останется на уровне 10,5В); могут работать и в горизонтальном и в вертикальном положении. Отсутствие паров электролита позволяет располагать, хранить АКБ в салоне авто или дома. Но есть у гелевых аккумуляторов и минус: они боятся перезаряда.
Сегодня производители выпускают два типа AGM-батарей: со спиральными и с плоскими электродами. Первый вариант имеет более высокие характеристики токоотдачи, меньшее внутреннее сопротивление. Лучшие параметры достигнуты благодаря увеличенной площади пластин при одинаковых размерах. По своим эксплуатационным качествам гелевый аккумулятор превосходит кислотно-свинцового «коллегу»; однако основным препятствием на пути распространения новшества является его высокая стоимость.
Особенности гелевых аккумуляторов
Создатели этого типа АКБ ориентировались на то, чтобы внутренние реакции в среде батареи были уравновешенными. Отчасти это удалось; реакции, также как и в кислотно-свинцовых аккумуляторах обратимые, но для их осуществления контакта с внешней средой не требуется; кислород не поглощается, водород не выделяется. Роль электролита может та же серная кислота с загустителем (это может быть, к примеру, SiO2). Процесс газовыделения происходит внутри пор геля. Для того чтобы исключить появление водорода, в материал для изготовления электродов добавляется кальций.
Основное достоинство гелевых АКБ – полное отсутствие необходимости обслуживания изделий, если не считать заряда, разряда. Гелевые аккумуляторы имеют очень высокую стойкость к глубокому разряду, - для них это рабочая, штатная ситуация. Однако «чисто» гелевые батареи не получили признания у автомобилистов из-за резкого снижения значения пускового тока при отрицательных температурах. Поэтому производители попытались найти компромисс между обычными АКБ и гелевыми. В результате на прилавках появилась AGM- батарея (ее иногда называют гелевой, хотя это не совсем соответствует действительности).
Батарея Absorptive Glass Mat (AGM)
В этих изделиях используется жидкая кислота, но электролит удерживается в сепараторных порах, изготовленных из сверхтонкого стекловолокна. Такая конструкция позволяет не только добиться герметичности корпуса, но и сохранить работоспособность батареи при его поломке. AGM-аккумуляторы «равнодушны» к резким перепадам температуры, вибрации, глубокому разряду (напряжение все равно останется на уровне 10,5В); могут работать и в горизонтальном и в вертикальном положении. Отсутствие паров электролита позволяет располагать, хранить АКБ в салоне авто или дома. Но есть у гелевых аккумуляторов и минус: они боятся перезаряда.
Сегодня производители выпускают два типа AGM-батарей: со спиральными и с плоскими электродами. Первый вариант имеет более высокие характеристики токоотдачи, меньшее внутреннее сопротивление. Лучшие параметры достигнуты благодаря увеличенной площади пластин при одинаковых размерах. По своим эксплуатационным качествам гелевый аккумулятор превосходит кислотно-свинцового «коллегу»; однако основным препятствием на пути распространения новшества является его высокая стоимость.
Видео по теме