За последние 40 лет из-за удара молнии разбились только 3 самолета. Хотя мировая статистика говорит, что за 15 лет использования каждого авиалайнера, регулярно совершающего полеты, молния попадает в него не менее 15 раз. Впрочем, такая статистика учитывает попадание в авиамашину не только во время полета, но и во время руления по взлетной полосе или стоянки. Если такие ситуации и приводят к поломкам, чаще всего они ограничиваются порчей радио и электрооборудования, которые на каждом борту всегда дублируются.
Удар молнии по самолету старой конструкции, в составе которой не предусмотрено защиты от сильных электрических разрядов, может привести к пожару на борту, повреждению обшивки и даже к разрушению или падению самолета. В таких машинах возможен также выход из строя бортовых электронных систем и навигационного оборудования. Попадание молнии прямо в топливный бак самолетов старой конструкции может вообще закончится для них катастрофой.
Однако в современной гражданской авиации (по крайней мере принадлежащей развитым странам, в том числе и России) самолеты, не имеющие защиту от небесного электричества, уже не эксплуатируются.
Большая часть машин современной гражданской и военной авиации (как российского, так и иностранного производства) имеет достаточно хорошую защиту от электрических грозовых разрядов и вообще приспособлены для полетов в любую погоду — удар молнии по таким самолетам проходит без каких-либо негативных последствий.
Сохранность самолета обеспечивается благодаря установленным электростатическим разрядникам. Они находятся, как правило, на концах крыльев. Если крылатая машина подвергнется удару молнии – разрядники отведут электричество в воздух.
Также бортовые электронные системы самолета имеют хорошую защиту от скачков напряжения. Они экранированы, что защищает и от электромагнитного излучения, вызванного молнией.
При попадании молнии в самолет не страдают ни пассажиры, ни экипаж. Может только наблюдаться незначительная тряска машины и некоторое время работать с помехами гражданская электроника.
И все же несмотря на эффективный и полный комплекс защиты, самолетам даже новой конструкции запрещается входить в грозовой фронт. А если в самолет все же попала молния во время полета – после посадки его тщательно просматривают на предмет сохранности обшивки корпуса.
Молнии и устаревшая авиация
Удар молнии по самолету старой конструкции, в составе которой не предусмотрено защиты от сильных электрических разрядов, может привести к пожару на борту, повреждению обшивки и даже к разрушению или падению самолета. В таких машинах возможен также выход из строя бортовых электронных систем и навигационного оборудования. Попадание молнии прямо в топливный бак самолетов старой конструкции может вообще закончится для них катастрофой.
Однако в современной гражданской авиации (по крайней мере принадлежащей развитым странам, в том числе и России) самолеты, не имеющие защиту от небесного электричества, уже не эксплуатируются.
Молнии и современная авиация
Большая часть машин современной гражданской и военной авиации (как российского, так и иностранного производства) имеет достаточно хорошую защиту от электрических грозовых разрядов и вообще приспособлены для полетов в любую погоду — удар молнии по таким самолетам проходит без каких-либо негативных последствий.
Сохранность самолета обеспечивается благодаря установленным электростатическим разрядникам. Они находятся, как правило, на концах крыльев. Если крылатая машина подвергнется удару молнии – разрядники отведут электричество в воздух.
Также бортовые электронные системы самолета имеют хорошую защиту от скачков напряжения. Они экранированы, что защищает и от электромагнитного излучения, вызванного молнией.
При попадании молнии в самолет не страдают ни пассажиры, ни экипаж. Может только наблюдаться незначительная тряска машины и некоторое время работать с помехами гражданская электроника.
И все же несмотря на эффективный и полный комплекс защиты, самолетам даже новой конструкции запрещается входить в грозовой фронт. А если в самолет все же попала молния во время полета – после посадки его тщательно просматривают на предмет сохранности обшивки корпуса.