Точного определения сознания до сих пор не существует. Согласно одной из трактовок, сознанием называют способность человека оценивать свое состояние и особенности окружающего мира и предпринимать на основе анализа поступающей информации те или иные действия.
Традиционно сознание неразрывно связывают с мыслительным процессом. «Я мыслю, следовательно, существую», ‒ заявил в свое время французский философ Декарт. И он был прав, ведь именно мышление делает человека тем, кто он есть, позволяет рассматривать ситуации с разных сторон, делать определенные выводы и поступать в соответствии с ними.
Современный человек мыслит словами, но это не более чем привычка. Можно мыслить образами, такой способ мышления намного более быстр и точен. Более того, мышление образами свойственно каждому человеку, просто привычка мыслить словами обычно берет верх.
Самое главное качество человека как сознательного существа состоит в умении анализировать складывающуюся ситуацию. Что, в свою очередь, позволяет ему познавать мир и приобретать опыт. Процесс познания особенно нагляден у детей – столкнувшись с еще незнакомым ему миром, ребенок активно его исследует. Что это – такое красивое, мурлыкающе? Прикоснуться, потрогать… Мягкое, пушистое. Ай!!! И так больно царапающееся!
Так ребенок узнает, что кошка не только приятно мурчит, но и может поцарапать. Подобным образом происходят и все остальные процессы познания, отличия достаточно несущественны. Где-то объект исследования можно потрогать, где-то только наблюдать, в каких-то случаях о его характеристиках можно судить лишь по косвенным признакам. Независимо от этого, сознание человека активно ищет возможности понять, постичь, разобраться. Разгадать существующие загадки, перевести нечто непонятное в ранг известного, изученного.
Казалось бы, сознание человека обеспечивает ему все возможности для эффективной познавательной деятельности. Но на практике возникает серьезная трудность, связанная с одной из особенностей работы сознания – создания им шаблонов восприятия.
Вспомните, вам наверняка приходилось попадать в ситуацию, когда свет в квартире отключен, но вы, входя в комнату, по привычке тянетесь к выключателю. При этом знаете, что света нет. Это лишь один из примеров работы шаблонов, самый тривиальный. А ведь шаблонов в жизни человека много. Одни из них полезны, от них напрямую зависит выживание. Например, водитель автоматически реагирует на сигналы светофора и изменение ситуации на дороге, все это отложилось в его сознании на уровне рефлексов. Ему не нужно думать, чтобы принять правильное решение.
Работая на выживание, шаблоны сознания одновременно ограничивают познавательную способность человека. Они лишают его возможности сомневаться в известных привычных вещах, не дают смотреть на мир свежим взглядом. Пример, знакомый многим: в квартире кварцевые часы, каждое секундное движение стрелки сопровождается довольно громким щелчком. Вы можете прислушиваться – и не слышать этих щелчков, сознание блокирует их как ненужный посторонний звук. Чтобы услышать часы, порой приходится приложить значительные усилия – в какой-то момент звук вдруг снова становится слышен, буквально врывается в уши.
Способность смотреть на мир свежим взглядом играет в процессах познания очень большую роль. Хорошо известные «мозговые штурмы», во время которых их участникам разрешено высказывать даже самые бредовые идеи, являются хорошим примером разрушения стереотипов восприятия. Не связывая себя ограничениями, люди выдвигают самые разные идеи, при этом некоторые из них оказываются революционными.
Чем более раскрепощенным является сознание, тем более эффективен процесс познания. Тот, кто способен смотреть на мир свежим взглядом, всегда будет находить много нового и неизведанного, совершать самые удивительные открытия.
Традиционно сознание неразрывно связывают с мыслительным процессом. «Я мыслю, следовательно, существую», ‒ заявил в свое время французский философ Декарт. И он был прав, ведь именно мышление делает человека тем, кто он есть, позволяет рассматривать ситуации с разных сторон, делать определенные выводы и поступать в соответствии с ними.
Как человек познает мир
Современный человек мыслит словами, но это не более чем привычка. Можно мыслить образами, такой способ мышления намного более быстр и точен. Более того, мышление образами свойственно каждому человеку, просто привычка мыслить словами обычно берет верх.
Самое главное качество человека как сознательного существа состоит в умении анализировать складывающуюся ситуацию. Что, в свою очередь, позволяет ему познавать мир и приобретать опыт. Процесс познания особенно нагляден у детей – столкнувшись с еще незнакомым ему миром, ребенок активно его исследует. Что это – такое красивое, мурлыкающе? Прикоснуться, потрогать… Мягкое, пушистое. Ай!!! И так больно царапающееся!
Так ребенок узнает, что кошка не только приятно мурчит, но и может поцарапать. Подобным образом происходят и все остальные процессы познания, отличия достаточно несущественны. Где-то объект исследования можно потрогать, где-то только наблюдать, в каких-то случаях о его характеристиках можно судить лишь по косвенным признакам. Независимо от этого, сознание человека активно ищет возможности понять, постичь, разобраться. Разгадать существующие загадки, перевести нечто непонятное в ранг известного, изученного.
Шаблоны сознания
Казалось бы, сознание человека обеспечивает ему все возможности для эффективной познавательной деятельности. Но на практике возникает серьезная трудность, связанная с одной из особенностей работы сознания – создания им шаблонов восприятия.
Вспомните, вам наверняка приходилось попадать в ситуацию, когда свет в квартире отключен, но вы, входя в комнату, по привычке тянетесь к выключателю. При этом знаете, что света нет. Это лишь один из примеров работы шаблонов, самый тривиальный. А ведь шаблонов в жизни человека много. Одни из них полезны, от них напрямую зависит выживание. Например, водитель автоматически реагирует на сигналы светофора и изменение ситуации на дороге, все это отложилось в его сознании на уровне рефлексов. Ему не нужно думать, чтобы принять правильное решение.
Работая на выживание, шаблоны сознания одновременно ограничивают познавательную способность человека. Они лишают его возможности сомневаться в известных привычных вещах, не дают смотреть на мир свежим взглядом. Пример, знакомый многим: в квартире кварцевые часы, каждое секундное движение стрелки сопровождается довольно громким щелчком. Вы можете прислушиваться – и не слышать этих щелчков, сознание блокирует их как ненужный посторонний звук. Чтобы услышать часы, порой приходится приложить значительные усилия – в какой-то момент звук вдруг снова становится слышен, буквально врывается в уши.
Способность смотреть на мир свежим взглядом играет в процессах познания очень большую роль. Хорошо известные «мозговые штурмы», во время которых их участникам разрешено высказывать даже самые бредовые идеи, являются хорошим примером разрушения стереотипов восприятия. Не связывая себя ограничениями, люди выдвигают самые разные идеи, при этом некоторые из них оказываются революционными.
Чем более раскрепощенным является сознание, тем более эффективен процесс познания. Тот, кто способен смотреть на мир свежим взглядом, всегда будет находить много нового и неизведанного, совершать самые удивительные открытия.
Видео по теме