Теории лидерства



Лидерство - это отношение влияния и подчинения в группе. Это всегда групповое явление, т.к. быть лидером невозможно в одиночестве. При этом другие члены группы должны принять лидерскую роль и признать себя в качестве ведомых.

Основные функции лидера заключаются в организации совместной деятельности, выработке системы норм и ценностей, ответственности за групповую деятельность, установлении благоприятного психологического климата в группе.

Феномен лидерства основан на взаимодействии ряда характеристик. В их числе - психологические характеристики лидера и членов группы, особенности ситуации и характер решаемых задач. Лидером можно стать только при определенных социально-политических условиях, которая требует наличия определенного набора личностных качеств для решения значимых задач.

В теориях лидерства можно выделить три основных подхода. Согласно «теории черт», в основе лидерства лежит обладание особыми качествами. Существуют разные точки зрения относительно того, какими качествами должен обладать лидер, чтобы отличаться от группы. Из всех признаков лидеров выделяют активность, инициативность, информированность о решаемой задаче (наличие опыта решения проблемы), способность оказывать влияние на других членов группы. Также лидеры должны соответствовать социальным установкам, принятым в группе. При этом в их образе должны ярко проявляться те качества, которые воспринимает население в качестве эталона. Перечень лидерских качеств, которые выделяли сторонники теории, неуклонно возрастал, пока в 1940 году не достиг перечня из 79 качеств.

Главенствующую теорию черт вскоре сменила ситуационная концепция. В ней утверждается, что лидерство - продукт ситуации. Сторонники теории утверждали, что тот, кто стал лидером в одной ситуации, может не стать им в другой. Черты лидера являются относительными. Конечно, данная теория была несовершенна, так как важность личностной силы и активности лидера в ней исключалась.

Третьей теорией лидерства стала системная. Согласно ей, лидерство - это процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления данным процессом.

Классификация лидерства



Формы проявления лидерства достаточно многообразны. Так, можно выделить инструментальное и эмоциональное лидерство. Инструментальное - это лидерство в деловой сфере. Оно связано с решением групповых задач. «Экспрессивное лидерство» возникает при благоприятной эмоциональной среде, но лидер не занимает руководящей позиции. Указанные две разновидности лидерства могут быть персонифицированы, но обычно они распределены между разными людьми.

В политологии также разделяют 4 образа лидера: знаменосец, служитель, торговец и пожарный. Знаменосец ведет людей за собой, благодаря особому идеалу и модели будущего. Лидер-служитель выступает выразителем интересов своих избирателей. Лидер-торговец умеет привлекательно преподнести свои идеи для населения. Наконец, лидер-пожарный ориентирован на наиболее актуальные проблемы. Обычно эти образы не встречаются в чистом виде.

Достаточно распространенными являются классификация лидеров на основе стиля руководства. По данному критерию американским политологом Д. Барбером было выделено 4 стиля лидерства. Так, если лидер был ориентирован на всеобщее благо, его стиль назывался активно-позитивным. Преобладание эгоистичных личных мотивов формировало активно-негативный стиль. Жесткая зависимость деятельности от групповых и партийных предпочтений обуславливает пассивно-позитивный стиль. Минимальное исполнение своих функций рождает пассивно-негативный стиль.

На основании распределения лидерских ролей различают авторитарный и демократический стили. Первый предполагает единоначалие, а лидерство в нем основано на силе. Демократическое лидерство предполагает учет мнений и интересов всей группы.