Оздоровительное значение физкультминутки


Одно из главных направлений работы детского сада является сохранение и укрепление здоровья ребенка. Образовательные занятия, которые проводятся в детском саду, требуют от ребенка усидчивости и собранности. Свойства нервной системы детей дошкольного возраста характеризуется быстрой утомляемостью.

Даже первые признаки утомления снижают работоспособность детей, ухудшают внимание и восприятие учебного материала. Существенное влияние на организм и его работоспособность оказывают физические упражнения, проводимые в различных формах в детском саду. По своему физиологическому значению физкультминутки являются видом активного отдыха. Физиологический механизм активного отдыха заключается в переключении с деятельности одних нервных центров, утомляющихся при работе, на деятельность других центров, связанных с регуляцией движений при физических упражнениях. Смена видов деятельности ребенка способствует повышению и сохранению умственной активности во время занятий.

Комплекс физкультминутки включает кратковременные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, ног. Поочередное напряжение и расслабление мышц в сочетании с ритмичным дыханием способствует укреплению организма ребенка, ликвидации застойных явлений в системе кровообращения, усилению обмена веществ.

Свежий воздух – основное условие проведения комплекса физкультминутки. Выполнение физических упражнений при открытых летом окнах и в зимний период - фрамугах повышает сопротивляемость организма ребенка к простудным заболеваниям.

Роль физкультминутки в развитии психоэмоциональной сферы ребенка


В дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому проведение комплекса физкультминутки в детском саду обычно сопровождается забавными стишками и песенками. Произношение вслух стихотворных и песенных форм способствует развитию у воспитанников речевого аппарата, мышления, памяти.

Существенное значение имеет эмоциональный окрас физкультминутки. Дети любят выполнять спортивные упражнения под музыку. Таким образом они учатся чувствовать ритм и темп мелодии, обогащаются музыкальными впечатлениями, развивают музыкальный слух.

Включение в содержание комплекса физкультминутки простых танцевальных шагов развивает координацию движений и умения ритмично двигаться. Физические упражнения, входящие в комплекс, должны меняться каждые 2 недели. Разучивание разнообразных физических упражнений в комплексе физкультминутки позволяют ребенку знакомиться с новыми видами движений.

Систематическое выполнение физкультминутки формирует у дошкольника потребность к регулярным занятиям физической культуры.