Риторика является одним из основных предметов на гуманитарных факультетах. Для остальных желающих заняться речевым искусством открыто множество отдельных курсов.
Риторика зародилась в Греции в V веке до нашей эры. Первоначально ее преподавали мастера слова – софисты. Их главной целью было убеждение, поэтому они обучали составлению убедительных суждений, пусть даже и ложных.
Сократ придерживался другой позиции и считал истину важнее убеждения. Он проповедовал красноречие. Его ученик – Платон, внес большой вклад в риторику, создав основы композиции. Он разделил речь на четыре части: вступление, изложение, доказательство и правдоподобные выводы. Ученик Платона, Аристотель, посвятил риторике две книги, в которых описал взаимодействие оратора со слушателями и коснулся темы стилистики речи. Заложенные в античности традиции речевого искусства действуют и поныне.
В России первым занялся риторикой митрополит Макарий в 1626 году. Основываясь на античных источниках, он вывел пять частей риторического сочинения: изобретение, расположение, выражение, украшение и произношение. Первый российский учебник риторики написал Ломоносов в 1748 году. Назывался он «Краткое руководство к красноречию».
Обучение риторике строится на двух взаимозависимых основах: теории и практике. В теории рассказывают о составляющих речевого мастерства, описывают, как научиться управлять своим голосом. Здесь важны как дикция и четкое произношение слов, так и композиция – построение речи, правильное использование стилистических средств выразительности.
Отдельно изучается психотехника – способы приобретения уверенности в себе во время выступления и основы управления невербальным языком.
Третий теоретический аспект – правила поведения в различных коммуникативных ситуациях. Такие вещи, как убеждение и спор, несут в себе много ловушек и запретных приемов, которыми недобросовестные ораторы обычно пользуются в целях манипуляции оппонентами. Честный человек не должен применять их, но он должен уметь распознавать, когда их используют против него.
Практика состоит из трех частей: составление текста на заданную тему, речевые упражнения и выступление. Обычно тексты речей по риторике составляют на несколько универсальных тем. Это самопрезентация, описание какого-либо интересного случая из жизни, рассказ от лица неодушевленного предмета, призыв к каким-либо действиям, речь-суждение и проблемная речь. Составить и написать их нужно по правилам, данным в теории.
Речевые упражнения – это подготовка перед выступлением с речью. Они включают в себя упражнения на дыхание и на дикцию. Скороговорки и произношение сложных звуков являются основой четкой речи. Непосредственно выступление должно строиться на произнесении речи по всем правилам психотехники: наизусть или с минимальным подглядыванием в текст.
История становления риторики
Риторика зародилась в Греции в V веке до нашей эры. Первоначально ее преподавали мастера слова – софисты. Их главной целью было убеждение, поэтому они обучали составлению убедительных суждений, пусть даже и ложных.
Сократ придерживался другой позиции и считал истину важнее убеждения. Он проповедовал красноречие. Его ученик – Платон, внес большой вклад в риторику, создав основы композиции. Он разделил речь на четыре части: вступление, изложение, доказательство и правдоподобные выводы. Ученик Платона, Аристотель, посвятил риторике две книги, в которых описал взаимодействие оратора со слушателями и коснулся темы стилистики речи. Заложенные в античности традиции речевого искусства действуют и поныне.
В России первым занялся риторикой митрополит Макарий в 1626 году. Основываясь на античных источниках, он вывел пять частей риторического сочинения: изобретение, расположение, выражение, украшение и произношение. Первый российский учебник риторики написал Ломоносов в 1748 году. Назывался он «Краткое руководство к красноречию».
Компоненты риторики как дисциплины
Обучение риторике строится на двух взаимозависимых основах: теории и практике. В теории рассказывают о составляющих речевого мастерства, описывают, как научиться управлять своим голосом. Здесь важны как дикция и четкое произношение слов, так и композиция – построение речи, правильное использование стилистических средств выразительности.
Отдельно изучается психотехника – способы приобретения уверенности в себе во время выступления и основы управления невербальным языком.
Третий теоретический аспект – правила поведения в различных коммуникативных ситуациях. Такие вещи, как убеждение и спор, несут в себе много ловушек и запретных приемов, которыми недобросовестные ораторы обычно пользуются в целях манипуляции оппонентами. Честный человек не должен применять их, но он должен уметь распознавать, когда их используют против него.
Практика состоит из трех частей: составление текста на заданную тему, речевые упражнения и выступление. Обычно тексты речей по риторике составляют на несколько универсальных тем. Это самопрезентация, описание какого-либо интересного случая из жизни, рассказ от лица неодушевленного предмета, призыв к каким-либо действиям, речь-суждение и проблемная речь. Составить и написать их нужно по правилам, данным в теории.
Речевые упражнения – это подготовка перед выступлением с речью. Они включают в себя упражнения на дыхание и на дикцию. Скороговорки и произношение сложных звуков являются основой четкой речи. Непосредственно выступление должно строиться на произнесении речи по всем правилам психотехники: наизусть или с минимальным подглядыванием в текст.