Среди моральных категорий совесть, безусловно, находится на первом месте. Это самая загадочная нравственная категория. Она тогда лишь ценна, когда является не только внешним проявлением этических особенностей, навязываемых обществом, но когда переходит во внутреннюю необходимость человека.
Человек издревле пытался найти объяснение феномену совести. Ее считали врожденным качеством, не подлежащим изучению, и даже божественным озарением, нисходящим на человека как благодать или в результате каких-то событий.
Однозначно присутствие совести внутри человека невозможно без его чувственного отношения к миру. Кроме того, к понятию совести как основной моральной категории примыкают понятие добра и зла. Человек руководствуется определением «что такое хорошо и что такое плохо». Если он совершает все же какие-то действия, отклоняясь от ориентира «хорошо-плохо», то его начинает мучить совесть. Таким образом, понятие совести невозможно без переживания. Еще Гегель называл совесть «моральным светильником, освещающим хороший путь».
Таинственность совести в том, что она относится не только к категории сознательного, но и бессознательного. Порой человек хочет уйти от моральных принципов, отступиться, но ему мешает совесть, то есть эту морально-нравственную категорию чаще нельзя контролировать разумом. По мнению психологов, совесть развита не у всех. Она характерна для людей, наделенных богатым внутренним миром, относительной свободой, способностью сочувствовать и сострадать, высоким уровнем требований к себе. Без этого невозможно формирование совести как нравственной категории.
В мировой этике известны разные определения совести. По мнению Хайдеггера, совесть – это призыв свободы. Она заставляет человека вернуться из мира потерянного в реальный мир, основанный на категории «ничто». Интересен взгляд на совесть казахского ученого Шакарима, который считает, что для изменения мира и человека в целом нужно прививать совесть. Это необходимо делать с молодых лет и на протяжении всей жизни, чтобы человек умел видеть свои пороки. Осознав их, он сможет стать лучше.
Таким образом, совесть – это важнейшая категория этики, которая определяет моральную ответственность человека перед самим собой и перед обществом. В ней соединяются рациональный и эмоциональный компоненты человека. Если какие-либо поступки вызывают дисгармонию внутри человека, стыд, можно говорить, что совесть в нем наличествует, и это хорошо.
Человек издревле пытался найти объяснение феномену совести. Ее считали врожденным качеством, не подлежащим изучению, и даже божественным озарением, нисходящим на человека как благодать или в результате каких-то событий.
Однозначно присутствие совести внутри человека невозможно без его чувственного отношения к миру. Кроме того, к понятию совести как основной моральной категории примыкают понятие добра и зла. Человек руководствуется определением «что такое хорошо и что такое плохо». Если он совершает все же какие-то действия, отклоняясь от ориентира «хорошо-плохо», то его начинает мучить совесть. Таким образом, понятие совести невозможно без переживания. Еще Гегель называл совесть «моральным светильником, освещающим хороший путь».
Таинственность совести в том, что она относится не только к категории сознательного, но и бессознательного. Порой человек хочет уйти от моральных принципов, отступиться, но ему мешает совесть, то есть эту морально-нравственную категорию чаще нельзя контролировать разумом. По мнению психологов, совесть развита не у всех. Она характерна для людей, наделенных богатым внутренним миром, относительной свободой, способностью сочувствовать и сострадать, высоким уровнем требований к себе. Без этого невозможно формирование совести как нравственной категории.
В мировой этике известны разные определения совести. По мнению Хайдеггера, совесть – это призыв свободы. Она заставляет человека вернуться из мира потерянного в реальный мир, основанный на категории «ничто». Интересен взгляд на совесть казахского ученого Шакарима, который считает, что для изменения мира и человека в целом нужно прививать совесть. Это необходимо делать с молодых лет и на протяжении всей жизни, чтобы человек умел видеть свои пороки. Осознав их, он сможет стать лучше.
Таким образом, совесть – это важнейшая категория этики, которая определяет моральную ответственность человека перед самим собой и перед обществом. В ней соединяются рациональный и эмоциональный компоненты человека. Если какие-либо поступки вызывают дисгармонию внутри человека, стыд, можно говорить, что совесть в нем наличествует, и это хорошо.