Сегодня концерн «ВАЗ» по праву является лидером автомобильной индустрии Российской Федерации. Большой объем выпускаемой продукции, разнообразие моделей, неплохое качество автомобилей обеспечивают заводу успех на современном рынке. Однако владельцам современных «Калин», «Приор» и «Грант», наверное, было бы интересно узнать, с чего все начиналось.

История рождения «копейки»



В сентябре 1970 года в газете «Правда» появилась заметка о том, что с конвейера только что построенного в г. Тольятти Волжского автозавода сошли первые малолитражки. До конца того же года планировался выпуск уже около 20 тыс. автомобилей. Новый автомобиль именовался ВАЗ 2101 «Жигули». В народе его очень быстро окрестили «копейкой». Этому событию предшествовала определенная история.

Вопрос о строительстве автомобильного гиганта решался, как впрочем, и все в тогдашнем СССР, на самом верху. Инициатором стал председатель Совета Министров страны А. Косыгин, получивший заметную поддержку Генсека компартии (в то время единственной и правящей в стране) Л. Брежнева.

Одной из важных экономических причин для принятия положительного решения стал товарный кризис в стране, который привел к излишкам у граждан наличных средств, и массовое автопроизводство помогло бы «выкачать» эти финансы у населения. Кроме того, продажа автомобилей за рубеж помогла бы сбалансировать экспортно-импортный баланс внешней торговли. Поиск зарубежного партнера велся достаточно придирчиво. Контракт на строительство получил итальянский концерн «Фиат». Базовой моделью для новой советской малолитражки стал Фиат-124.

К слову сказать, к моменту заключения договора эта модель была признана лучшей в Европе. Строительство завода продолжалось с 1967 по 1970 год, когда была запущена первая линия по сборке «Жигулей». За это время несколько машин Фиат 124 прошли всесторонние испытания в условиях полигонов и на дорогах страны. По результатам этих испытаний была создана новая модификация 124-й модели, которая заметно отличалась от «базового» варианта и даже получила в названии индекс R (Russia).

Интересные факты о «копейке»



Первые автомобили, собранные на ВАЗе, комплектовались в основном итальянскими деталями. Даже решетки радиаторов были поставлены с ФИАТа, но вместо фирменной эмблемы на отведенном месте красовалась… «дырка». Эмблема для нового автомобиля попросту не была придумана. Пришлось срочно решать проблему.

Документация и эскизы заводского знака (знаменитая ладья с явно читаемой буквой «В»( Волжский)) для его изготовления были отправлены в итальянский Турин . В течение 1970 года на товарных знаках, стоящих на машинах, присутствовало слово Тольятти, которое в дальнейшем было убрано в связи с тем, что нельзя соотносить символику фирменного знака с географией предприятия-изготовителя.
Определенные новшества были внесены и в конструкцию автомобиля.

Достаточно лишь сказать, что впервые в СССР на легковушки установили передние дисковые тормоза, в головке блока цилиндров был установлен верхний распредвал, внесен ряд изменений в конструкцию поршневой системы, сцепления, элементов подвески.

Высокой конкурентоспособностью «копейка» отличалась и на мировом рынке. Покупатель по сути получал тот же 124-й Фиат, но по заметно меньшей стоимости. А в странах социалистического содружества ВАЗовскую машину можно было приобрести лишь в порядке очереди.

Производство знаменитой и полюбившейся народу «копейки» было прекращено в начале 80-х годов. Более 2,7 млн. автомобилей этой модели верой и правдой служили и служат по сей день своим хозяевам.