Феноменология
Французский философ Эдмунд Гуссерль в начале 20 века создает феноменологию, дисциплину, направленную на изучение природы и свойств сознания. Феноменология означает «учение о феноменах», то есть явлениях, данных человеку в чувственном созерцании. Феноменология направлена на беспредпосылочное описание опыта познающего сознания, существующего в мире феноменов, и выделение его сущностных черт.
Отказываясь от построения дедуктивных систем и критикуя натурализм и психологизм в освоении сознания, феноменология делает акцент на обращение к первичному опыту познающего сознания.
Таким образом, базовыми методами феноменологии становятся непосредственное созерцание и феноменологическая редукция, которые связаны с освобождением сознания от натуралистической установки.
Феноменологическая наука помогает постичь суть вещей, а не факты. Так, феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма.
Интенциональность
Совершая редукцию, феноменология приходит к центральныму свойству сознания – интенциональности. Интенциональность – это свойство направленности сознания на какой-либо предмет. Человеческое сознание всегда направлено на нечто, то есть оно интенционально.
Интенциональный анализ предполагает раскрытие актуальностей, в которых предметы конструируются как смысловые единства. Гуссерль приходит к выводу, что само существование предмета зависит от его значимости для сознания. Таким образом, феноменология ставит перед собой задачу систематического изучения типов интенциональных переживаний, а также редукции их структур к первичным интенциям.
Принципы феноменологии
Суть феноменологической установки состоит в том, что «я» достигает последней мыслимой для опыта точки зрения. Здесь «я» становится незаинтересованным созерцателем самого себя, своей естественно-мирской части трансцендентального «Я». Иными словами, феноменология приходит к понятию «чистого сознания».
Итак, основные положения феноменологии можно сформулировать следующим образом:
- чистое сознание, свободное от психофизических переживаний, есть трансцендентальная область, в которой конституируется предметность мира;
- всякий предмет существует для чистого сознания как конституируемый им феномен;
- все переживания чистого сознания обладают рефлексивной составляющей;
- чистое сознание прозрачно, ясно и очевидно для собственной рефлексии.