Заучивание стихов в XIX веке
В XIX веке стихотворное творчество еще не относилось к профессиональной деятельности. Сборники поэтических творений довольно часто существовали в рукописном виде, особенно если это касалось творчества начинающих поэтов.
Для того чтобы блеснуть знанием литературы и прослыть умным, молодые и даже зрелые представители светского общества и интеллигенции того времени переписывали друг у друга свежие стихи уже известного в литературных кругах А.С. Пушкина и других выделившихся поэтов. Так собирались целые книги, которые потом издавались небольшим тиражом. Само по себе переписывание стихотворных строк невольно вело к их запоминанию.
В кругах русской интеллигенции было хорошим тоном и признаком начитанности цитирование стихотворений известных в то время авторов.
Примечательно, что В.А. Жуковский оценивал свои стихотворения в зависимости от их запоминаемости. А «критиком» в этом деле являлся А.С. Пушкин, обладавший удивительной способностью к быстрому запоминанию.
Заучивание стихов в школах
В американских школах давно отошли от заучивания стихов, полагая, что это мешает воспринимать поэзию во всей ее сложности и многогранности, дойти до самой ее сути. Даже в ВУЗах филологической направленности американские студенты избавлены от необходимости заучивать стихотворения.
В русских же школах эта традиция сохранялась гораздо дольше. Даже сегодня в российских школах придерживаются, хотя в гораздо меньшей степени, традиции заучивания стихотворений.
И не зря. Кроме своей основной функции приобщения данным образом детей к литературе, заучивание стихов влияет и на развитие памяти, мышления. Этот способ обучения заставляет мозг ребенка трудиться над запоминанием текста, изучением культуры, литературы и даже истории того времени, к которому стихотворное произведение относится.
При этом многие стихи, выученные в школе, остаются в памяти даже не очень способных к учебе людей на долгие годы. К тому же, систематическое запоминание стихов развивает и память в целом. Те дети, которые каждую неделю заучивают несколько среднего размера стихотворений, являются гораздо более способными в учебе, чем те школьники, которые этого не делают.
Большим успехом пользуется заучивание стихотворений и в логопедической деятельности. Постоянная тренировка языка данным способом дает хорошие результаты за довольно короткое время.