Как появился бикфордов шнур



Вначале для удаленного подрыва взрывчатых веществ использовали примитивные способы, например, прокладывали к заряду пороховые дорожки. Но такой способ не был эффективным, поскольку во многом зависел от внешних условий. Да и рассчитать время, которое требуется для подрыва, было практически невозможно, ведь открытый порох горел с переменной скоростью.

Решил эту задачу английский кожевник Уильям Бикфорд, человек, который не имел отношения к военному делу. В местах, где он жил и вел торговлю кожей, в изобилии имелись рудные шахты. Бикфорду не раз приходилось выслушивать от горняков жалобы на ненадежные фитили, которые применялись в шахтах для подрыва породы. Несчастные случаи, причиной которых было неумелое использование взрывчатки, в горных разработках были привычным явлением.

Как-то раз Бикфорд гостил у своего друга, занимавшегося изготовлением канатов. Кожевник обратил внимание на то, что прочные канаты состоят из множества переплетенных между собой отдельных волокон. И тут же ему пришла в голову мысль: чтобы создать безопасный и надежный фитиль для взрывных работ, требуется насыпать порох в пустотелую оплетку из веревок.

Бикфорд приступил к опытам. В результате множества экспериментов был создан шнур, имевший двойную оплетку. Навивка слоев при этом шла в разные стороны. Для защиты содержимого шнура от влаги изобретатель использовал лак и специальную смолу. Традиционный пушечный порох Бикфорд заменил на другой, имевший более длительное время горения. Так появился первый бикфордов шнур, нашедший применение не только в горнорудной промышленности, но и в военном деле.

Вторая жизнь бикфордова шнура



Впоследствии бикфордов шнур не раз подвергался усовершенствованиям. Вместо поджигания конца шнура спичками стали использовать особые безопасные воспламенители. Чтобы зажечь фитиль, теперь было достаточно дернуть за вытяжной шнурок или выдернуть чеку. Таким способом запалить шнур было можно в дождливую погоду и при сильном ветре. Но под водой бикфордов шнур гореть, увы, пока еще не мог.

В годы Второй мировой войны военные инженеры решили и эту задачу, попутно добившись более стабильной скорости горения. Теперь взрывные работы можно было вести и под водой, не опасаясь, что в самый ответственный момент запал погаснет. Придание шнуру герметичности стало сильным шагом, хотя для этого изобретателям пришлось отказаться от использования черного пороха и перепробовать множество конструкций оплетки.

В современном военном деле и в промышленных подрывных работах бикфордов шнур, получивший название огнепроводного, применяется сравнительно редко. Его используют в тех случаях, когда не годится более совершенный электрический способ подрыва. Увидеть в работе традиционный бикфордов шнур можно теперь чаще всего в исторических фильмах.