Основными методами социологического исследования являются:

- анкетирование;
- интервьюирование;
- экспертный опрос;
- массовый опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- контент-анализ;
- социометрия.

Анкетирование и интервьюирование



В первом случае опрос производится путем заполнения бланка с готовыми вопросами респондентом, во втором происходит личное общение анкетера и респондента. Первый вариант предпочтителен при небольшом количестве несложных вопросов, когда необходимо узнать мнение большого количества людей разных социальных групп. При интервьюировании же можно получить объективный индивидуальный портрет узкой группы людей.

Экспертный и массовый опрос



Экспертный опрос проводится при участии специалистов в исследуемой области, где требуются особые знания для оценки объективности полученной информации. Массовый опрос производится анонимно и не требует особых знаний при анализе данных.

Социологическое наблюдение



Данный метод предполагает регистрацию особенностей объекта наблюдения по определенной системе в соответствии с задачами исследования. Таким образом изучаются поведенческие свойства группы людей или общественное явление. Наблюдения (эмоции, поведение, мимика, речь) фиксируются на заранее разработанном бланке, в дневнике, а также при помощи фото-, видеосъемки и аудиозаписи.

Эксперимент



Это метод сбора данных и их анализа, при котором проверяется поставленная гипотеза при вмешательстве исследователя в естественный ход событий.

Контент-анализ



Это количественный разбор полученной социологической информации, заключенной в протоколах, докладах, письмах и прочих документах, достоверность которых не вызывает сомнений. Суть контент-анализа заключается в поиске и использовании таких признаков документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Например, исследуется частота употребления тех или иных слов или выражений. При помощи этого метода снижают субъективность качественного анализа и позволяет получить более реальную картину.

Социометрия



Это изучение процессов в малых группах: школьных, студенческих, семейных, рабочих коллективах и группах, объединенных по общим интересам (общественные движения, партии кружки и так далее). Главное условие — объекты изучения должны находиться в непосредственном взаимодействии друг с другом. В социометрии сочетают опросы с алгоритмами обработки первичных показателей и математическими методами.