Основными методами социологического исследования являются:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- экспертный опрос;
- массовый опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- контент-анализ;
- социометрия.
В первом случае опрос производится путем заполнения бланка с готовыми вопросами респондентом, во втором происходит личное общение анкетера и респондента. Первый вариант предпочтителен при небольшом количестве несложных вопросов, когда необходимо узнать мнение большого количества людей разных социальных групп. При интервьюировании же можно получить объективный индивидуальный портрет узкой группы людей.
Экспертный опрос проводится при участии специалистов в исследуемой области, где требуются особые знания для оценки объективности полученной информации. Массовый опрос производится анонимно и не требует особых знаний при анализе данных.
Данный метод предполагает регистрацию особенностей объекта наблюдения по определенной системе в соответствии с задачами исследования. Таким образом изучаются поведенческие свойства группы людей или общественное явление. Наблюдения (эмоции, поведение, мимика, речь) фиксируются на заранее разработанном бланке, в дневнике, а также при помощи фото-, видеосъемки и аудиозаписи.
Это метод сбора данных и их анализа, при котором проверяется поставленная гипотеза при вмешательстве исследователя в естественный ход событий.
Это количественный разбор полученной социологической информации, заключенной в протоколах, докладах, письмах и прочих документах, достоверность которых не вызывает сомнений. Суть контент-анализа заключается в поиске и использовании таких признаков документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Например, исследуется частота употребления тех или иных слов или выражений. При помощи этого метода снижают субъективность качественного анализа и позволяет получить более реальную картину.
Это изучение процессов в малых группах: школьных, студенческих, семейных, рабочих коллективах и группах, объединенных по общим интересам (общественные движения, партии кружки и так далее). Главное условие — объекты изучения должны находиться в непосредственном взаимодействии друг с другом. В социометрии сочетают опросы с алгоритмами обработки первичных показателей и математическими методами.
- анкетирование;
- интервьюирование;
- экспертный опрос;
- массовый опрос;
- наблюдение;
- эксперимент;
- контент-анализ;
- социометрия.
Анкетирование и интервьюирование
В первом случае опрос производится путем заполнения бланка с готовыми вопросами респондентом, во втором происходит личное общение анкетера и респондента. Первый вариант предпочтителен при небольшом количестве несложных вопросов, когда необходимо узнать мнение большого количества людей разных социальных групп. При интервьюировании же можно получить объективный индивидуальный портрет узкой группы людей.
Экспертный и массовый опрос
Экспертный опрос проводится при участии специалистов в исследуемой области, где требуются особые знания для оценки объективности полученной информации. Массовый опрос производится анонимно и не требует особых знаний при анализе данных.
Социологическое наблюдение
Данный метод предполагает регистрацию особенностей объекта наблюдения по определенной системе в соответствии с задачами исследования. Таким образом изучаются поведенческие свойства группы людей или общественное явление. Наблюдения (эмоции, поведение, мимика, речь) фиксируются на заранее разработанном бланке, в дневнике, а также при помощи фото-, видеосъемки и аудиозаписи.
Эксперимент
Это метод сбора данных и их анализа, при котором проверяется поставленная гипотеза при вмешательстве исследователя в естественный ход событий.
Контент-анализ
Это количественный разбор полученной социологической информации, заключенной в протоколах, докладах, письмах и прочих документах, достоверность которых не вызывает сомнений. Суть контент-анализа заключается в поиске и использовании таких признаков документа, которые отражали бы существенные стороны его содержания. Например, исследуется частота употребления тех или иных слов или выражений. При помощи этого метода снижают субъективность качественного анализа и позволяет получить более реальную картину.
Социометрия
Это изучение процессов в малых группах: школьных, студенческих, семейных, рабочих коллективах и группах, объединенных по общим интересам (общественные движения, партии кружки и так далее). Главное условие — объекты изучения должны находиться в непосредственном взаимодействии друг с другом. В социометрии сочетают опросы с алгоритмами обработки первичных показателей и математическими методами.