Человек существует в двух ипостасях – индивидной и личностной. Индивид – это понятие биологическое. По своим биологическим характеристикам человек весьма близок к некоторым другим высшим приматам – в частности, к шимпанзе.

Кардинальное отличие человека от других животных заключается не в индивидных, а в личностных характеристиках. Если индивид – результат биологической эволюции, то личность – продукт эволюции социальной, поэтому личностные характеристики, в отличие от индивидных, не даются от рождения, а формируются в процессе социальной жизни во взаимодействии с другими людьми.

Какую роль играет это взаимодействие в жизни человека, яснее всего проявляется на примере людей, которые были лишены общества себе подобных.

Становление человека



Оценить в полной мере ту роль, которую играет общение с другими людьми в становлении человеческой личности, помог «феномен Маугли». Речь идет о людях, которые с раннего детства были изолированы от людей.

В 1800 г. в лесу Сан-Серни-сюр-Ранс (Франция) был найден странный мальчик. На вид ему было 12 лет, но он не умел говорить, не носил одежды, передвигался на четвереньках и боялся людей. Был сделан закономерный вывод, что ребенок с раннего детства был лишен человеческого общества. Врач Ж.Итар занимался с мальчиком, получившим имя Виктор, в течение 5 лет. Виктор выучил несколько слов, научился опознавать некоторые предметы, но на этом его развитие закончилось, и на таком уровне он оставался вплоть до смерти в 40-летнем возрасте.

Не менее печальной была история американской девочки Джинни, которую психически больной отец с младенчества до 13 лет держал в затемненной комнате, в полной изоляции. Специалисты начали работать с девочкой в 1970 году, но особых успехов не достигли: Джинни попала в приют для душевнобольных, жить среди людей самостоятельно она так и не научилась.

Историй такого рода немало, но финал неизменно печален: люди так и не смогли обрести подлинно человеческий облик, оставаясь в животном состоянии.

Сохранение человеческого облика



Обретение личностных характеристик и социальных навыков в детстве не гарантирует их пожизненного сохранения. Как и любые навыки, они требуют постоянной тренировки, а при отсутствии таковой утрачиваются.

Каждый может проделать несложный опыт, проведя некоторое время в полной изоляции (например, на даче). Уже через две недели будет трудно припомнить некоторые слова. Впрочем, из-за двухнедельной изоляции ничего страшного не произойдет: вернувшись в общество себе подобных, человек восстановится за считанные дни.

В худшем положении оказывались жертвы кораблекрушений, вынужденные годами жить на необитаемых островах. Шотландец А.Селькирк, ставший прототипом Робинзона Крузо, сохранил речевые навыки благодаря тому, что ежедневно читал вслух Библию. Тем не менее, через 4 года одиночества он не сразу смог заговорить с моряками, которые его спасли. Известны случаи, когда люди жили на необитаемых островах дольше А.Селькирка, и тогда изменения личности оказывались настолько глубокими, что ни о восстановлении речи, ни о возвращении к нормальной жизни речь уже не шла.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что человек нужен человеку для обретения и сохранения подлинно человеческих качеств. В изоляции от себе подобных ни то, ни другое невозможно.