Первое упоминание о саках содержится в надписи на горе Бехистун, высеченной по приказу персидского царя Дария I, правившего в конце 6 – начале 5 вв. до н.э.

В эпоху железа возникают племенные союзы саков. Каждый союз возглавлял царь, который одновременно являлся жрецом. Власть царя считалась священной и передавалась от отца к сыну.

Расселение



Древнегреческий историк Геродот описывает четыре группы сакских племен. По его словам, в долине реки Муграб жили саки-хаомаварга – «варящие хаому», одурманивающий напиток, используемый в ритуальных целях. Между реками Амударья и Сырдарья, а также в предгорьях Тяьн-Шаня жили саки саки-тиграхауда – «носящие остроконечные шапки». Низовья Амударьи и Сырдарьи, бассейн Аральского моря, а также территорию современного Таджикистана населяли саки-сугудам – «за Согдианой». Четвертая группа – саки-парадарайя, «те, кто за морем», жили в Причерноморье и Прикаспии.

Вряд ли самоназвания, приведенные Геродотом, существовали в действительности. Приготовление хаомы и ношение остроконечных головных уборов было характерно для всех саков, а не для отдельных племен, а такой признак, как проживание «за Согдианой», мог быть значимым в глазах греков, но не самих саков. Но если классификация Геродота вызывает сомнения, то относительно указанной им территории расселения саков нет оснований сомневаться.

Хозяйство



Основу хозяйства саков составляло скотоводство. Оно существовало в трех формах – кочевое, полукочевое и оседлое.

Кочевое скотоводство предполагало длительные перемещения между летними и зимними пастбищами. Зиму кочевники проводили на берегах рек или озер, в местах, не продуваемых ветрами. Долговременными такие зимние стоянки не были.

При полукочевом скотоводстве как летние, так и зимние стоянки были постоянными, там строились землянки. Некоторые члены общины оставались на зимних стоянках и летом, занимаясь земледелием. Они выращивали пшеницу и ячмень.

Оседлое скотоводство предполагало постоянную оседлость части населения. Основным занятием людей, ведущих оседлый образ жизни, было земледелие. Пастбища – как зимние, так и летние – располагались недалеко от таких поселений, длительных перекочевок не требовалось.

Кочевники разводили в основном овец и верблюдов. У саков, занимавшихся оседлым скотоводством, было немало крупного рогатого скота.

Все сакские племена – независимо от господствующей формы скотоводства – разводили лошадей. Археологические данные свидетельствуют о двух разновидностях этих животных у саков. На рослых, стройных лошадях ездили воины. Низкорослые лошади с толстыми ногами и массивным туловищем использовались для хозяйственных нужд.

Сакские племена сыграли важную роль в истории Среднего Востока и Средней Азии. При их участии сформировалось Парфянское государство.