Песнь о моем Сиде» была написана в XII веке неизвестным хугларом (так в средневековой Испании называли бродячих поэтов). До нашего времени дошел единственный экземпляр, записанный в 1207 году. Первая глава эпоса не сохранилась, известен лишь краткий прозаический пересказ.
Как свойственно средневековому эпосу, «Песнь о Сиде» рассказывает о приключениях и подвигах национального героя, идеализированного представителя рыцарства. В первой части эпоса Сид, испанский дворянин-рыцарь, по ложному обвинению попадает в опалу к королю. Тот изгоняет его из родной Кастилии, разлучает с женой и дочерьми. Однако Сид не забывает о своем долге вассала короля и защитника Испании. Он продолжает борьбу с маврами, мечтая лишь о том, чтобы освободить Родину.
Во второй части Сид возвращает себе доверие короля. Он не только успешно борется против мавров, но еще и отдает часть добычи королю. Вновь поверивший в преданность Сида король разрешает ему и его семье поселиться в Валенсии. Дочерей Сида в знак расположения король сватает за знатных инфантов. Сиду женихи дочерей не нравятся, но он не может и помыслить пойти против воли короля.
В третьей части фокус повествования смещается с борьбы героя против завоевателей на противостояние со своими недостойными зятьями. Знатные инфанты оказываются трусливыми и неблагородными людьми. Когда из клетки сбежал лев, все бросились защищать своего господина Сида, а его зятья спрятались. За свою трусость они были прилюдно осмеяны. Чтобы отомстить за унижение, инфанты избивают дочерей Сида, своих жен. Сид решает добиться наказания законным путем: он добивается от короля назначения судебного поединка. В поединке зятья Сида терпят поражение. Справедливость торжествует, и народный герой добивается заслуженных богатства и почестей.
На момент создания эпоса в Испании уже несколько веков шла Реконкиста – отвоевывание христианами земель, занятых маврами в середине VIII века. Длилась Реконкиста до 1492 года. Освобождению Пиренейского полуострова мешали не только силы захватчиков-мавров, но и феодальное разобщение испанской знати. В XII веке, когда был написан эпос, назрела необходимость в образе героя, воплощающего силу и дух Испании. Основной целью этого героя должно быть не обогащение, а служение делу Реконкисты, освобождение Родины от захватчиков.
Прототипом главного героя стал Родриго Диас де Вивар, герой Реконкисты, живший в XI веке. За свою храбрость он был прозван Кампеодором (бойцом, воителем). Также его называли Сидом, что переводится с арабского как «господин».
Исторический Сид действительно был великим полководцем, одержавшим немало побед над маврами. Сочинитель эпоса правдиво отразил его военную доблесть, но несколько преувеличил благородство и верность. Родриго Диас де Вивар, находясь в опале, служил наемником как у христиан, так и у мавров. Он не был бескорыстным служителем своей страны, его заботило и личное обогащение. В эпосе образ Сида идеализирован.
В целом «Песнь о Сиде» отличают высокая степень достоверности и близость к исторической правде.
Сюжет «Песни о Сиде»
Как свойственно средневековому эпосу, «Песнь о Сиде» рассказывает о приключениях и подвигах национального героя, идеализированного представителя рыцарства. В первой части эпоса Сид, испанский дворянин-рыцарь, по ложному обвинению попадает в опалу к королю. Тот изгоняет его из родной Кастилии, разлучает с женой и дочерьми. Однако Сид не забывает о своем долге вассала короля и защитника Испании. Он продолжает борьбу с маврами, мечтая лишь о том, чтобы освободить Родину.
Во второй части Сид возвращает себе доверие короля. Он не только успешно борется против мавров, но еще и отдает часть добычи королю. Вновь поверивший в преданность Сида король разрешает ему и его семье поселиться в Валенсии. Дочерей Сида в знак расположения король сватает за знатных инфантов. Сиду женихи дочерей не нравятся, но он не может и помыслить пойти против воли короля.
В третьей части фокус повествования смещается с борьбы героя против завоевателей на противостояние со своими недостойными зятьями. Знатные инфанты оказываются трусливыми и неблагородными людьми. Когда из клетки сбежал лев, все бросились защищать своего господина Сида, а его зятья спрятались. За свою трусость они были прилюдно осмеяны. Чтобы отомстить за унижение, инфанты избивают дочерей Сида, своих жен. Сид решает добиться наказания законным путем: он добивается от короля назначения судебного поединка. В поединке зятья Сида терпят поражение. Справедливость торжествует, и народный герой добивается заслуженных богатства и почестей.
Историческая основа «Песни о Сиде»
На момент создания эпоса в Испании уже несколько веков шла Реконкиста – отвоевывание христианами земель, занятых маврами в середине VIII века. Длилась Реконкиста до 1492 года. Освобождению Пиренейского полуострова мешали не только силы захватчиков-мавров, но и феодальное разобщение испанской знати. В XII веке, когда был написан эпос, назрела необходимость в образе героя, воплощающего силу и дух Испании. Основной целью этого героя должно быть не обогащение, а служение делу Реконкисты, освобождение Родины от захватчиков.
Прототипом главного героя стал Родриго Диас де Вивар, герой Реконкисты, живший в XI веке. За свою храбрость он был прозван Кампеодором (бойцом, воителем). Также его называли Сидом, что переводится с арабского как «господин».
Исторический Сид действительно был великим полководцем, одержавшим немало побед над маврами. Сочинитель эпоса правдиво отразил его военную доблесть, но несколько преувеличил благородство и верность. Родриго Диас де Вивар, находясь в опале, служил наемником как у христиан, так и у мавров. Он не был бескорыстным служителем своей страны, его заботило и личное обогащение. В эпосе образ Сида идеализирован.
В целом «Песнь о Сиде» отличают высокая степень достоверности и близость к исторической правде.