Где найти аккорды
Аккорды могут состоять из двух, трех, четырех и более звуков. Наиболее популярны трезвучия и состоящие из четырех звуков септаккорды. Чтобы представить, как они выглядят, достаточно заглянуть в ноты, например, для фортепиано. Если это сборник не для начинающего, вы увидите, что во многих местах ноты записаны не подряд, а одна под другой. Это и есть аккорд. Найти аккорды, которые применяются в той или иной тональности, можно в сборнике гамм, аккордов и арпеджио, а также в таблице гитарных последовательностей или определителе аккордов.
Какие бывают аккорды
Аккорд, состоящий из двух звуков, довольно часто называют интервалом. Это не очень точное определение, поскольку интервал можно взять как одновременно, так и последовательно. Сочетание трех звуков называют трезвучием. Тоническое трезвучие – основной аккорд в любой тональности. Строится оно на первой ступени, то есть тонике. От тоники же образуется название гаммы, так что в ля-мажоре и ля-миноре тоникой будет «ля», в фа-мажоре и фа-миноре – «фа» и т.д. В каждой тональности обязательно есть не только тоническое трезвучие, но и аккорды, которые строятся на опорных ступенях – четвертой и пятой, которые называются субдоминантой (S) и доминантой (D). Последовательность Т – S – D – T музыканты-любители называют квадратом. Обычно к этой последовательности добавляется четырехзвучие, которое строится на пятой ступени – доминантсептаккорд. В музыкальных произведениях применяются и так называемые уменьшенные аккорды. В натуральном мажоре такой аккорд строится на седьмой ступени, в миноре и гармоническом мажоре – на второй и седьмой. В музыкальных произведениях можно встретить и аккорды, не входящие в гармоническую последовательность, характерную для данной тональности. Такие созвучия иногда называют случайными сочетаниями.
Как построить тоническое трезвучие
Тоническое трезвучие строится на первой ступени. Оно состоит из двух терций – большой и малой. В мажорном трезвучии большая терция располагается внизу, малая – вверху, в минорном – наоборот. Большая терция состоит из двух тонов, малая – из полутора. Постройте мажорное трезвучие, например, от звука «ре». Третья ступень находится на расстоянии двух тонов вверх, то есть это будет «фа-диез». От этого звука отсчитайте полтора тона вверх. Вы получите звук «ля». Запишите аккорд в нотную тетрадь. Звуки «ре», «фа-диез» и «ля» должны располагаться строго один под другим. Ре-минорное трезвучие будет отличаться третьей ступенью – вместо «фа-диез» в нем нужно записать просто «фа».
Как выглядят аккорды в цифровках
В музыкальной литературе для фортепиано или аккордеона аккорды обычно записываются полностью, как и в сборниках для классической гитары. Что же касается сборников песен, то там обычно применяется другой вид записи аккорда – цифровка. Над нотной строчкой для голоса или над текстом вы можете увидеть русское или латинское обозначение. В русском варианте это «Ля» или «ля», «Ре7», «ми-бемоль» и т.д. В старых сборниках было принято названия мажорных аккордов писать с прописной буквы, минорных – со строчной, но сейчас это правило соблюдается не всегда. Русские обозначения встречаются в современной литературе значительно реже латинских. В мировой музыкальной литературе приняты следующие обозначения звуков: А - ля, В – си, С – до, D – ре, Е – ми, F – фа, G – соль. В российской старой музыкальной литературе иногда буквой В обозначался си-бемоль, а для си чистого существовало обозначение H.