Чтобы развить умение правильно говорить, нужно много читать. Но одного этого мало. Умение грамотно излагать свои мысли формируется в процессе пересказов прочитанного. Чем раньше начинают учить этому ребёнка, тем легче ему будет в жизни.
От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.
Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах.
Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется. Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.
Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды. Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.
Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.
Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.
Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.
Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно.
После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа.
Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.
Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.
Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы. Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.
Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.
Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.
Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.
Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.
От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.
Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах.
Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется. Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.
Научить ребёнка пересказу прочитанного
Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды. Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.
Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.
Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.
Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.
Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно.
После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа.
Пересказ прочитанного близко к тексту для учеников и взрослых
Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.
Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.
Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы. Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.
Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.
Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.
Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.
Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.
Видео по теме