Инструкция
1
Влияние цены на товар и спросом на него, объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода заключается в том, что при ограниченном количестве собственных денежных средств, товар по низкой цене приобрести гораздо легче, потому как покупателю не приходится отказывать себе в покупке других товаров.
2
Поэтому, покупая необходимый потребителю продукт по приемлемой для него стоимости, он не тратит значительную часть денег, и таким образом, экономит свои доходы. Стоит заметить, что экономическую логику диктует именно ограниченность дохода: потребители стремятся максимизировать свои денежные средства и накапливать их. Следовательно, величина спроса также зависит от размера дохода: чем больше денежных средств, тем покупатель может приобрести больше товаров по высоким ценам.
3
В целом, описанное поведение, при котором покупатель сокращает свое потребление, трату денежных средств, перестает приобретать товары, называют бережливостью. Однозначно, такой рост сбережений населения также отражается на величине спроса.
4
Поэтому в период распродаж, акций, скидочных систем и других стимулирующих спрос мероприятий, покупатели активнее приобретают товары. Из такого наглядного примера следует вывод, что чем ниже цена, тем выше спрос на товары. Также верно и обратное утверждение, что чем цена выше, тем спрос на товар ниже.
5
Такое обстоятельство выражено в законе величины спроса, который выражает данную обратную зависимость между величиной спроса и ценой на товар. Существуют определенные факторы (детерминанты), которые оказывают влияние на величину спроса. К таким факторам, уменьшающим или увеличивающим спрос на рынке, относятся: потребительские вкусы и предпочтения, количество потребителей на рынке, их ожидания и доходы, а также цена на другие товары.
6
Дополнить ряд неценовых факторов, то есть факторов, которые изменяют величину спроса и не зависят от цены, могут: реклама, сезонность, наличие заменяющих желаемый товар продуктов (товары-субституты), качество товара и польза от него для потребителя, мода и иные.
7
Предложения товара – это желание и возможность продавца предлагать товар на рынке покупателю по определенным ценам. Известно, что производитель товаров стремится максимизировать прибыль, поэтому продавать свои товары по низким ценам означает для него производство в убыток.
8
В то же время цена, которую продавец устанавливает на свой товар, зависит от ряда факторов. К таким факторам относятся: издержки производства, стоимость ресурсов, налоги, уплачиваемые продавцом, сезонность, размер рынка, количество покупателей и конкурентов на рынке, наличие товаров-субститутов и товаров-комплементов (дополняющих товаров). Рассматривая производство товаров и их последующую продажу, стоит отметить, что к детерминантам предложения относится также уровень производства, ожидания потребителей и иные.
9
При увеличении спроса, продавец может повысить цену на товар и продать его по более выгодной стоимости. Поэтому при увеличении цены на товар, растет его предложение продавцами. Следовательно, закон предложения заключается в прямой зависимости между ценой на товар и объемом его предложения продавцами на рынке.
Обратите внимание
На стоимость товаров влияют товары-заменители. Например, сравнивая молоко и лимонад, становится понятно, что при повышении цен и на молоко, и на лимонады, спрос на молоко измениться меньше. Потому что у лимонадов как у прохладительных напитков, больше заменителей, чем у молока.
Полезный совет
Увеличение количества конкурентов на рынке, приведет к тому, что каждый из них будет снижать цену на товар. Таким образом, уменьшение предложения на рынке приведет к увеличению цен на товар, и наоборот.