Инструкция
1
Начать стоит с документов и бумаг у себя дома. В каждой семье обычно имеется ящик, портфель или коробка, где лежат все старые бумаги и фотографии. Вам могут пригодиться следующие бумаги: свидетельства о рождении, браке или его расторжении, смерти. Также полезно будет обнаружить паспорта, трудовые книжки, аттестаты, различные удостоверения, дипломы и любые личные документы. Отсортируйте все по отцовской и материнской линиям. Заведите отдельный конверт или каталог в компьютере для каждого человека.
2
Если найдете чьи-то записные книжки, просмотрите их. Паспортные данные, имена и фамилии, какие-то другие виды информации могут вам пригодиться. Также полезно расспросить всех родственников старшего возраста о том, что они помнят. Записывать нужно все, что они расскажут, все имена, все родственные линии. Где-то кто-то может ошибиться, порой будет так, что никто не помнит каких-то родственников, кроме одного человека. Обычно женщины лучше помнят родственные связи. Записывать стоит ФИО, место рождение, дату рождения. Место зачастую важнее, так как даты люди постоянно путают.
3
Затем следует отправиться в городские и сельские архивы. Узнать их адрес обычно можно в интернете или в любой библиотеке. Важно понимать, что документы по одной местности могут оказаться в архиве соседней области, такое случается. Чтобы получить допуск к архиву, пишется заявление на имя директора. Вам выдадут пропуск в читальный зал, где уже можно затребовать нужные документы. Но начните работу с описей.
4
Документы в архиве структурированы так. Все они делятся на фонды. Фонд содержит в себе документы на одного человека, семью или организацию. Каждый фонд состоит из дел, полный список которых приведен в описи. Обычно в архивах предоставляется свободный доступ к описям, а вот с фондами все бывает не так просто. Особую важность могут представлять фонды церквей, казенных палат, волостных правлений и так далее. Помочь могут переписные листы, которые составлялись каждый раз, как проводилась перепись населения.
5
Получив документы на нужные даты по нужной местности, просмотрите их на наличие фамилий предков. Проверьте, насколько сведения из семейных архивов соотносятся с тем, что выяснилось из официальных документов.
6
Важный источник информации представляют собой метрические книги церквей. Иногда они не хранятся в областных архивах, чтобы получить к ним доступ, нужно ехать в удаленные места и разговаривать со служителями церквей.
7
В каждом месте, где вы будете проводить поиски, спрашивайте, какие еще документы вам могут порекомендовать. Дело в том, что делопроизводство в старинные времена не отличалось особой упорядоченностью. В разных регионах документы могли называться по-разному, велись они разными учреждениями, и в архивах хранятся у разных ведомостей. На месте вы сможете узнать гораздо больше о том, куда именно лучше обратиться непосредственно в вашем случае.
Видео по теме
Полезный совет
Приобретите канцелярские папки и файлы. Даже если вы все результаты сохраняете на компьютере, со временем у вас появятся различные документы и свидетельства, которые тоже нужно будет где-то держать и как-то упорядочивать. По возможности, снимайте ксерокопии или фотографируйте все документы из архивов, которые имеют к вам отношение.