Отвращение к школе и учебе предотвратить легче, чем потом бороться с ребенком. Что же надо делать, чтобы ребенку понравилось учиться? В статье речь пойдет о детях, учащихся в начальной школе. Мотивацию таких ребят скорректировать намного проще, чем старшеклассников. Да и влияние родителей на своих детей в подростковое возрасте ослабевает.
Когда ваш ребенок еще только идет в первый класс, не стоит вспоминать о своих школьных трудностях при нем. Конечно, сложности в школе были у всех. Но будущему первокласснику о них рассказывать не стоит. Делитесь со своим ребенком счастливыми школьными воспоминаниями: какие предметы вам нравились, какие были ваши любимые учителя, как вы дружили в классе? Если вы сами будете с радостью говорить о школе, то и ребенок, скорее всего, будет считать, что школа – это классно!
Когда ребенок ругается дома на своего учителя, не стоит сразу же вставать на его позицию обвинения. Учитель для ребенка в начальной школе должен быть авторитетом, это нормальный этап развития психики ребенка. Без этого в последующем сложно сохранять здоровые отношения «ученик-учитель» и учебную мотивацию ребенка. Поэтому сначала разберитесь в ситуации, убедитесь достоверно (лучше не только со слов вашего ребенка), что учитель действительно не совсем прав.
Вы обязательно должны оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку, но лучше это делать не в ущерб авторитету учителя. Поддержите ребенка в его чувствах: он может быть зол, расстроен или обижен. Но это совсем не значит, что учитель плохой. Помогайте ребенку озвучивать свои эмоции словами, не скатываясь в обвинения. Например, "это действительно обидно, когда ты очень готовился ответить у доски, а тебя не спросили" или "ты злишься, когда получаешь плохую оценку". Лишь пережив негативные чувства, можно перейти к адекватной оценке ситуации и действиям по ее разрешению (например, к работе над ошибками).
Бывают случаи, когда учитель действительно заслуживает обвинения. Но эти ситуации случаются намного реже, чем говорят и думают дети. Полезнее сначала разобраться в произошедшем, пообщаться с учителем без присутствия ребенка. А дальше уже искать выход из сложившейся ситуации.
Залог хорошей учебной мотивации в начальной школе, кроме всего прочего, - это адекватная нагрузка. Не стоит перегружать ребенка секциями и кружками. Уставший ребенок вряд ли будет испытывать радость от учебы. Позволяйте ребенку отдыхать, учите его правильно это делать, корректируйте режим дня в зависимости от утомляемости ребенка.