В эпоху рабства, а позднее – крепостного права смысл слова «свобода» не вызывал сомнений: отсутствие личной зависимости от рабовладельца или феодала. В Новое время – в эпоху буржуазных революций, когда был выдвинут лозунг «Свобода, равенство, братство» – свобода мыслилась как нечто противоположное сословной структуре общества, которая во многом предопределяла судьбу человека, закрывая многие пути тому, кто был рожден в низшем сословии. В условиях национально-освободительной борьбы свобода может отождествляться с сохранением самобытности своего народа. Некоторые философы – например, И.Кант – трактовали свободу как подчинение человека не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Свобода в таком контексте отождествляется с правопорядком.

Все эти подходы к понятию свободы можно рассматривать с исторической точки зрения, и современному человеку достаточно сложно отнести их к себе. В условиях современного мира все чаще возникает вопрос, от чего надлежит быть свободным в идеале.

Абсолютная свобода



Самым простым и самым привлекательным для недалеких людей пониманием свободы является полное и безоговорочное следование своим желаниям и инстинктам при полном отсутствии каких-либо ограничений. Невозможность подобной «свободы» очевидна, это можно рассмотреть на простом примере.

Вот человеку захотелось включить телевизор на полную громкость в три часа ночи – он свободный человек, он имеет право делать то, что ему хочется. Но сосед – тоже свободный человек, у него тоже есть желания и потребности, он хочет спать ночью. Вопрос о приоритете свободы того или иного человека остается открытым. Сущность данной ситуации была блестяще сформулирована еще в 13 веке Парижским судом: «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Свобода от желаний



Противоположным пониманием истинной свободы можно считать стремление к освобождению от желаний. Такой подход существует в некоторых восточных мировоззренческих системах – например, йога, буддизм.

Идеальное достижение такого состояния тоже оказывается невозможным. За человеческими желаниями стоят потребности. От некоторых потребностей невозможно отказаться полностью, поскольку без их удовлетворения невозможна жизнь (например, потребность в пище). Отказ от высших потребностей (например, в общении) означает отказ от подлинно человеческого начала в человеке и превращение в животное.

Свобода и нравственность



Свободу можно рассматривать объективно и субъективно. Объективная свобода вряд ли возможна: человек всегда будет ограничен законами общества, в котором он живет, требованиями ближайшего окружения. Даже отшельник испытывает на себе действие каких-то ограничений – в частности, моральных принципов, которые он признает.

Субъективная свобода возникает там, где человек не ощущает какого-либо принуждения. Пример такой субъективно свободной личности – законопослушный человек, который никогда не ударит соседа не потому, что боится уголовного наказания, а потому, что сама мысль причинить боль человеку для него неприемлема. В этом смысле истинная свобода соприкасается с нравственностью.

В отличие от морали, которая суть явление внешнее, нравственность – явление внутреннее, принятие моральных принципов личностью. Когда внешние требования морали становятся личностными установками, они перестают восприниматься как ограничение свободы, поскольку начинают совпадать с желаниями человека.

Таким образом, истинно свободной личностью можно считать человека высоконравственного.