Говоря о борьбе науки и религии, обычно вспоминают ученых, пострадавших от рук инквизиции или ее протестантского аналога – женевской Консистории.
Ученые, традиционно считающиеся мучениками науки, тоже были людьми верующими, только их представления о Боге отличались от господствующих, и именно по этой линии проходил их конфликт с церковью. Дж.Бруно был осужден не за астрономические взгляды (астрономом его вообще нельзя назвать), а за оккультизм. Именно его оккультные идеи скомпрометировали в глаза церкви теорию Н.Коперника, чем и был вызван впоследствии процесс над Г.Галилеем. М.Сервет был осужден не за открытие малого круга кровообращения, а за отрицание троичности Бога.
Никто не утверждает, что расправа над людьми из-за их религиозных убеждений – благо, но речь можно вести о внутрирелигиозном конфликте, а не о противостоянии науки и религии.
Считать религию врагом науки нельзя хотя бы потому, что в Средние века до возникновения университетов единственным средоточием научных знаний были монастыри, да и в университетах многие профессора имели духовный сан. Духовенство было самым образованным сословием в средневековом обществе.
Традиция такого отношения к науке была заложена еще раннехристианскими богословами. Климент Александрийский, Ориген, Григорий Богослов, будучи разносторонне образованными людьми, призывали изучать наследие античных ученых-язычников, находя в нем нечто полезное для укрепления христианской веры.
Интерес ученых к религии наблюдается в Новое время. Б.Паскаль и Н.Ньютон проявили себя не только в науке, но и в качестве религиозных мыслителей. Среди ученых были и есть атеисты, но в целом соотношение числа верующих и атеистов среди ученых не отличается от соотношения среди прочих людей. О противостоянии науки и религии можно говорить лишь применительно к 19 в. с его строгим материализмом и отчасти к 20 в., когда в некоторых государствах воинствующий атеизм был взят на вооружение властями (СССР, Камбоджа, Албания), и наука подчинялась господствующей идеологии.
Считать религию врагом науки так же абсурдно, как объявлять таковым искусство: это разные способы познания мира. Разумеется, они не существуют изолированно, особенно когда отдельному человеку присуще и научное, и религиозное мировоззрение. Никакого противоречия при этом не возникает: ничто не вызовет такого восторга перед величием Творца, как проникновение в тайны Его творения.
Если же на основе веры возникают абсурдные идеи типа «научного креационизма», то происходит это не от веры как таковой, а от невежества. Подобные проявления дремучего невежества возможны и вне религии – достаточно вспомнить многочисленных «потомственных колдунов», астрологов, экстрасенсов, «заряжающих» воду и прочих «специалистов» такого рода, которым часто верят люди, не причисляющие себя ни к какой религии.
Возможно и взаимовлияние науки и религии. Например, христианское мировоззрение открыло путь для развития научной астрономии, ниспровергнув античное (языческое) представление о небесных телах как об одушевленных, разумных существах: ««Кто говорит, что небо, Солнце, Луна, звезды… суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы – да будет анафема», – говорится в постановлении Собора 543 г.
С другой стороны, научные знания открывают новые горизонты для верующих. Развитие науки (в частности, рождение теории эволюции) заставило поднять на новый уровень понимание Священного Писания, отказавшись от его буквального толкования.
Науку и религию уместнее считать не врагами, а союзниками. Нельзя не согласиться с великим физиком М.Планком: «Никогда не ослабевающая борьба против скептицизма и догматизма, против неверия и суеверия – это то, что религия и наука совместно ведут. И лозунг в этой борьбе, указывающий ей направление, звучит во все времена и навсегда: вперёд к Богу».
«Мученики науки»
Ученые, традиционно считающиеся мучениками науки, тоже были людьми верующими, только их представления о Боге отличались от господствующих, и именно по этой линии проходил их конфликт с церковью. Дж.Бруно был осужден не за астрономические взгляды (астрономом его вообще нельзя назвать), а за оккультизм. Именно его оккультные идеи скомпрометировали в глаза церкви теорию Н.Коперника, чем и был вызван впоследствии процесс над Г.Галилеем. М.Сервет был осужден не за открытие малого круга кровообращения, а за отрицание троичности Бога.
Никто не утверждает, что расправа над людьми из-за их религиозных убеждений – благо, но речь можно вести о внутрирелигиозном конфликте, а не о противостоянии науки и религии.
Наука и религия в историческом развитии
Считать религию врагом науки нельзя хотя бы потому, что в Средние века до возникновения университетов единственным средоточием научных знаний были монастыри, да и в университетах многие профессора имели духовный сан. Духовенство было самым образованным сословием в средневековом обществе.
Традиция такого отношения к науке была заложена еще раннехристианскими богословами. Климент Александрийский, Ориген, Григорий Богослов, будучи разносторонне образованными людьми, призывали изучать наследие античных ученых-язычников, находя в нем нечто полезное для укрепления христианской веры.
Интерес ученых к религии наблюдается в Новое время. Б.Паскаль и Н.Ньютон проявили себя не только в науке, но и в качестве религиозных мыслителей. Среди ученых были и есть атеисты, но в целом соотношение числа верующих и атеистов среди ученых не отличается от соотношения среди прочих людей. О противостоянии науки и религии можно говорить лишь применительно к 19 в. с его строгим материализмом и отчасти к 20 в., когда в некоторых государствах воинствующий атеизм был взят на вооружение властями (СССР, Камбоджа, Албания), и наука подчинялась господствующей идеологии.
Соотношение религии и науки
Считать религию врагом науки так же абсурдно, как объявлять таковым искусство: это разные способы познания мира. Разумеется, они не существуют изолированно, особенно когда отдельному человеку присуще и научное, и религиозное мировоззрение. Никакого противоречия при этом не возникает: ничто не вызовет такого восторга перед величием Творца, как проникновение в тайны Его творения.
Если же на основе веры возникают абсурдные идеи типа «научного креационизма», то происходит это не от веры как таковой, а от невежества. Подобные проявления дремучего невежества возможны и вне религии – достаточно вспомнить многочисленных «потомственных колдунов», астрологов, экстрасенсов, «заряжающих» воду и прочих «специалистов» такого рода, которым часто верят люди, не причисляющие себя ни к какой религии.
Возможно и взаимовлияние науки и религии. Например, христианское мировоззрение открыло путь для развития научной астрономии, ниспровергнув античное (языческое) представление о небесных телах как об одушевленных, разумных существах: ««Кто говорит, что небо, Солнце, Луна, звезды… суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы – да будет анафема», – говорится в постановлении Собора 543 г.
С другой стороны, научные знания открывают новые горизонты для верующих. Развитие науки (в частности, рождение теории эволюции) заставило поднять на новый уровень понимание Священного Писания, отказавшись от его буквального толкования.
Науку и религию уместнее считать не врагами, а союзниками. Нельзя не согласиться с великим физиком М.Планком: «Никогда не ослабевающая борьба против скептицизма и догматизма, против неверия и суеверия – это то, что религия и наука совместно ведут. И лозунг в этой борьбе, указывающий ей направление, звучит во все времена и навсегда: вперёд к Богу».
Видео по теме
Источники:
- Сахаров К. Является ли религия врагом науки
- Кураев А. Христианская демифологизации