Человек, на чье мнение ориентируется данная личность, в психологии называется «референтным лицом». Круг референтных лиц так же индивидуален, как личные качества, и все же можно указать некоторые особенности, характерные для определенных социальных групп – в частности, для верующих.
Особенностью круга референтных лиц, присущего личности христианина, является тот факт, что «центр» этого круга находится вне человечества. Как бы ни уважал христианин того или иного человека, Бог всегда будет для него высшим авторитетом.
Особенно мучительной бывает ситуация, когда авторитет Бога вступает в противоречие с авторитетом значимых близких людей, в особенности – родителей. Так случилось, например, со святой великомученицей Варварой Илиопольской: отец-язычник публично отрекся от дочери-христианки, отдал ее на мучения и даже собственноручно казнил.
Безусловно, Бог крайне редко сообщает людям свое мнение непосредственно – не с каждым святым такое происходило, что же говорить об обычных людях. К счастью, существует Священно Писание, где вполне ясно и понятно изложено мнение Бога по поводу тех или иных человеческих поступков. Ведь поступки эти не так уж разнообразны: все люди испытывают желания, ищут способы их удовлетворения, любят и ненавидят, ссорятся и мирятся. В заповедях, данных Богом человечеству, можно найти адекватную оценку любого поступка.
Каким бы мудрым ни было Священное Писание, оно написано много веков назад, современному человеку многое в нем может быть непонятно. К тому же, оно выдержало несколько переводов. Вот почему для понимания Слова Божьего человеку необходим советчик, который подробно изучал и саму Библию, и многочисленные труды ее толкователей, и древние языки, на которые она переводилась – словом, все, что необходимо для ее понимания. Таким человеком является священник, который тоже становится для христианина референтным лицом.
Авторитет священника связан не только с его специальным духовным образованием, но и внеличностной (т.е. не связанной с личными качествами) святостью, сообщаемой через таинство хиротонии (рукоположения). Это таинство – не просто назначение человека на должность священнослужителя, а принятие им Даров Святого Духа. Первыми христианами, принявшими эти Дары, были апостолы – ученики Спасителя, непосредственно общавшиеся с ним в Его земной жизни. Таким образом, авторитет священника в глазах христианина – это отсвет авторитета Бога.
Разумеется, этот авторитет не может быть абсолютным: нужно помнить, что священник – тоже человек, который может и грешить, и ошибаться. Но для того и существует любовь, чтобы прощать ближнему грехи и ошибки.
Бог как референтное лицо
Особенностью круга референтных лиц, присущего личности христианина, является тот факт, что «центр» этого круга находится вне человечества. Как бы ни уважал христианин того или иного человека, Бог всегда будет для него высшим авторитетом.
Особенно мучительной бывает ситуация, когда авторитет Бога вступает в противоречие с авторитетом значимых близких людей, в особенности – родителей. Так случилось, например, со святой великомученицей Варварой Илиопольской: отец-язычник публично отрекся от дочери-христианки, отдал ее на мучения и даже собственноручно казнил.
Безусловно, Бог крайне редко сообщает людям свое мнение непосредственно – не с каждым святым такое происходило, что же говорить об обычных людях. К счастью, существует Священно Писание, где вполне ясно и понятно изложено мнение Бога по поводу тех или иных человеческих поступков. Ведь поступки эти не так уж разнообразны: все люди испытывают желания, ищут способы их удовлетворения, любят и ненавидят, ссорятся и мирятся. В заповедях, данных Богом человечеству, можно найти адекватную оценку любого поступка.
Священники
Каким бы мудрым ни было Священное Писание, оно написано много веков назад, современному человеку многое в нем может быть непонятно. К тому же, оно выдержало несколько переводов. Вот почему для понимания Слова Божьего человеку необходим советчик, который подробно изучал и саму Библию, и многочисленные труды ее толкователей, и древние языки, на которые она переводилась – словом, все, что необходимо для ее понимания. Таким человеком является священник, который тоже становится для христианина референтным лицом.
Авторитет священника связан не только с его специальным духовным образованием, но и внеличностной (т.е. не связанной с личными качествами) святостью, сообщаемой через таинство хиротонии (рукоположения). Это таинство – не просто назначение человека на должность священнослужителя, а принятие им Даров Святого Духа. Первыми христианами, принявшими эти Дары, были апостолы – ученики Спасителя, непосредственно общавшиеся с ним в Его земной жизни. Таким образом, авторитет священника в глазах христианина – это отсвет авторитета Бога.
Разумеется, этот авторитет не может быть абсолютным: нужно помнить, что священник – тоже человек, который может и грешить, и ошибаться. Но для того и существует любовь, чтобы прощать ближнему грехи и ошибки.
Источники:
- Зеньковский В. Основы христианской философии