Отличительные особенности корабельных сосен
Древесина сосен отличается особой прочностью, твердостью, смолистостью и идеальна для судостроения, именно поэтому прямые стройные сосны называют «корабельными». В специально выращиваемых корабельных рощах высота сосен нередко достигает 40 м при обхвате дерева около полуметра. Кроме самой древесины, корабельщики в прошлом использовали для пропитки парусов и канатов сосновую смолу, ею же заделывали пазы в лодках и крупных судах. Таким образом оснастка становилась практически такой же долговечной, как и сам корабль.
Для возведения мощных и вместительных кораблей, которыми стала славиться Российская империя, могучие и стройные высокие сосны были самой хорошей основой. Отсюда и пошло название «корабельная сосна». Леса, в которых росли преимущественно сосны, называли еще «корабельными рощами», «мачтовыми лесами», а корабли называли «плавучей сосной».
Древесина у сосны плотная и не коробится, легко плавает. Поэтому срубленные сосновые бревна легко можно сплавить по рекам из самой глухой тайги. Смолистые вещества, которые во множестве выделяет древесина сосны, предохраняют бревна от гниения, и постройки из сосны по сравнению с другими породами дерева несомненно долговечней.
Использование сосновой древесины
Опытные мастера-кораблестроители прекрасно знали, каким образом использовать ту или иную часть дерева подходящим образом. Существовало много примет, согласно которым строился корабль: для самых прочных и ответственных деталей брали древесину из той части ствола, что была обращена на север. Связано это не с пустым суеверием, ведь дерево в этой части получает меньше тепла и солнца, поэтому древесина здесь более плотная и мелкослойная.
Волокна древесины ровнее всего у того дерева, которое не имеет нижних ветвей. Из таких бревен получаются кили или ровные длинные доски.
К корабельному лесу в обмен на правила выращивания, строгий уход и контроль, предъявляли крайне высокие требования. Корабельная сосна должна была иметь в отрубе не менее полуметра. Чтобы вырастить такое дерево, понадобилось бы немало времени, и поэтому были приняты указы, запрещающие вырубать деревья, которые могут пригодиться в кораблестроении. За невыполнение распоряжения нарушителю грозили большие штрафы. Корабельные сосны растут не слишком быстро, поэтому такой запрет вполне оправдан. Более молодые и стройные деревья использовались для мачт и прочих снастей.