Основной источник информации об основателе династии Рюриковичей – «Повесть временных лет», написанная в 12 веке, самая древняя русская летопись, известная ученым.
Согласно летописи и более поздним источникам, среди славянских племен (ильменские словене, кривичи) и финских (весь, чудь) начались раздоры. Более поздние источники связывают это со смертью новгородского князя Гостомысла, но в «Повести временных лет» о нем вообще ничего не говорится.
Для прекращения раздоров решено было призвать князя из-за моря – от «варягов-руси», этим призванным князем и стал Рюрик. Согласно Иоакимовской летописи, он был сыном Умилы, дочери Гостомысла.
Дискуссионным является вопрос о том, с каким народом можно отождествить «варягов-русь», от которых явился Рюрик.
Немецкие историки Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер, работавшие в России в 18 веке, отождествили варягов с норманнами. Определенные основания для такого отождествления были. Имена некоторых представителей варягов, перечисленные в летописях, явно имеют скандинавское происхождение: Аскольд (возможно, Хескульд), Дир (Тюр), Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Арабские историки (в частности, Ибн Фалдан) называют норманнов «русами», то же самое можно сказать о византийских источниках.
Важно и упоминание о братьях Рюрика – Синеусе и Труворе. Сторонники норманнской теории полагают, что это ошибочное истолкование летописцем древнешведского словосочетания «сине хус трувор» – «с домом и дружиной». В пользу такого прочтения говорит и то, что существование братьев Рюрика с такими именами не подтверждается фактами.
Одним из первых норманнскую теорию подверг сомнению М.В. Ломоносов. Немало у нее противников и среди современных историков.
Норманская теория вызывает недоумение у тех, кто хорошо знаком с древнескандинавской литературой. Она сохранила немало свидетельств о контактах с Русью, которые были весьма тесными. В «Круге земном» Снорри Стурлуссона рассказывается о том, как будущий норвежский конунг Олаф Святой воспитывался при дворе князя Ярослава Мудрого. Другой конунг – Харальд Суровый – в «Висах радости» воспевает свою любовь к молодой жене – дочери Ярослава Мудрого. Есть свидетельства о торговых связях (например, упоминание о «русской шапке» героя в исландской «Саге о Гисли»), и даже в «Старшей Эдде» упоминается некий Ярицлейв (Ярослав). На фоне такого изобилия странно выглядит полное отсутствие каких-либо упоминаний о норманнском вожде, ставшем русским князем. Древнескандинавские источники Рюрика не знают, и это говорит о том, что он не мог быть норманном.
Принести традицию государственности на Русь норманны не могли еще и потому, что сами не обладали ею: в описываемую эпоху они находились на той же стадии общественного развития, что и славяне.
Приверженцы антинорманизма отождествляют варягов либо с полянами (восточно-славянским племенным объединением), либо с западными славянами-ободритами.
Таким образом, на сегодняшний день нельзя дать однозначного ответа на вопрос о происхождении основателя династии Рюриковичей.
Согласно летописи и более поздним источникам, среди славянских племен (ильменские словене, кривичи) и финских (весь, чудь) начались раздоры. Более поздние источники связывают это со смертью новгородского князя Гостомысла, но в «Повести временных лет» о нем вообще ничего не говорится.
Для прекращения раздоров решено было призвать князя из-за моря – от «варягов-руси», этим призванным князем и стал Рюрик. Согласно Иоакимовской летописи, он был сыном Умилы, дочери Гостомысла.
Дискуссионным является вопрос о том, с каким народом можно отождествить «варягов-русь», от которых явился Рюрик.
Норманская теория
Немецкие историки Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер, работавшие в России в 18 веке, отождествили варягов с норманнами. Определенные основания для такого отождествления были. Имена некоторых представителей варягов, перечисленные в летописях, явно имеют скандинавское происхождение: Аскольд (возможно, Хескульд), Дир (Тюр), Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Арабские историки (в частности, Ибн Фалдан) называют норманнов «русами», то же самое можно сказать о византийских источниках.
Важно и упоминание о братьях Рюрика – Синеусе и Труворе. Сторонники норманнской теории полагают, что это ошибочное истолкование летописцем древнешведского словосочетания «сине хус трувор» – «с домом и дружиной». В пользу такого прочтения говорит и то, что существование братьев Рюрика с такими именами не подтверждается фактами.
Антинорманизм
Одним из первых норманнскую теорию подверг сомнению М.В. Ломоносов. Немало у нее противников и среди современных историков.
Норманская теория вызывает недоумение у тех, кто хорошо знаком с древнескандинавской литературой. Она сохранила немало свидетельств о контактах с Русью, которые были весьма тесными. В «Круге земном» Снорри Стурлуссона рассказывается о том, как будущий норвежский конунг Олаф Святой воспитывался при дворе князя Ярослава Мудрого. Другой конунг – Харальд Суровый – в «Висах радости» воспевает свою любовь к молодой жене – дочери Ярослава Мудрого. Есть свидетельства о торговых связях (например, упоминание о «русской шапке» героя в исландской «Саге о Гисли»), и даже в «Старшей Эдде» упоминается некий Ярицлейв (Ярослав). На фоне такого изобилия странно выглядит полное отсутствие каких-либо упоминаний о норманнском вожде, ставшем русским князем. Древнескандинавские источники Рюрика не знают, и это говорит о том, что он не мог быть норманном.
Принести традицию государственности на Русь норманны не могли еще и потому, что сами не обладали ею: в описываемую эпоху они находились на той же стадии общественного развития, что и славяне.
Приверженцы антинорманизма отождествляют варягов либо с полянами (восточно-славянским племенным объединением), либо с западными славянами-ободритами.
Таким образом, на сегодняшний день нельзя дать однозначного ответа на вопрос о происхождении основателя династии Рюриковичей.
Источники:
- Рюриковичи – уникальный историко-генеалогический феномен